В начало » ИСТОРИЯ » Атомный проект как способ выживания советского государства


Атомный проект как способ выживания советского государства

Советский атомный проект вошёл в историю как способ защиты от смертельной опасности, нависшей над страной в ходе идеологического и вооружённого противостояния двух великих держав - США и СССР. Успех этого проекта был подготовлен наличием у страны богатых природных ресурсов, необходимого уровня развития экономики, технического прогресса, образования и науки. Сыграла свою роль высокая степень централизации экономики и её мобилизационные возможности по использованию всех материальных и духовных ресурсов. Немаловажное значение имел моральный авторитет страны, разгромившей фашизм, что привлекло к ней интеллектуальные силы Запада, поделившиеся некоторыми секретами создания американского атомного оружия.


Атомный комплекс сыграл значительную роль в истории России второй половины XX в., более того - он существенно определял её политическое и социально-экономическое развитие. В политическом отношении он долгое время оставался опорой тоталитарного режима. В социально-экономическом плане комплекс являлся одним из стержневых для народного хозяйства, потребляя значительную часть государственного бюджета, обеспечивая заказами многие отрасли экономики, науки и социальной сферы, гарантировал занятость населения и престижность его труда. Вместе с тем, содержание атомного комплекса оказалось тяжёлым бременем для советской экономики.


Атомный комплекс явился важнейшей страницей российской истории, продемонстрировавшей как её сильные, так и слабые стороны. Он доказал способность страны решать в кратчайший срок самые масштабные и сложные задачи. Такая способность является некоторым залогом успешного выхода из нынешнего крайне затруднительного положения государства. Опыт, приобретённый во время осуществления советского атомного проекта, исключительно ценен независимо от правящего в то время режима и идеологии. Более того, этот опыт раскрывает самые закрытые стороны функционирования того режима, наглядно демонстрирует причины его побед и поражений, располагает к более глубокому пониманию сущности не только советской, но и всей российской истории.


ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ АТОМНОГО КОМПЛЕКСА


Разделим их на две части.


К первой части отнесём объективно-стратегические факторы, которые включают /1/:


1. Предшествующий исторический опыт.


Напомним, что в начале XVII в. Россия едва не погибла в Смуте. Чудом вырвавшись из неё, страна обрела новую династию (Романовых), в короткий срок преодолела разруху и начала набирать темпы развития. В начале XVIII в. под руководством Петра Великого встала на путь модернизации. В начале XIX в., растоптанная Наполеоном, она не только сумела выжить, но и превратилась в ведущую мировую державу. В начале XX в., разрушенная мировой войной и революцией, страна сумела начать новый виток модернизации. А потом выиграть одну из самых страшных войн в истории человечества, навязанную фашизмом. В этом же контексте необходимо рассматривать и атомную гонку, которая имела для неё судьбоносное значение. Приведённые факты свидетельствуют, что Россия способна в экстремальных ситуациях собираться с силами и в короткий срок решать принципиальные задачи исторической важности.


2. Экономический потенциал страны с богатыми природными ресурсами, широко развитой индустрией, прежде всего оборонной, мобилизационным типом экономики.


3. Научно-технический базис государства, резко поднявшийся в первой половине века за счёт мобилизации собственных интеллектуальных ресурсов нации и привлечения зарубежного опыта, в том числе в области зарождающейся ядерной физики и других отраслей знаний.


4. Беспрецедентный по силе и возможностям аппарат специальных служб, обеспечивающий сверхсекретность оборонных работ и возможность получения нужной информации из-за рубежа, который создал необходимое прикрытие и обеспечил результативность сложнейших работ.


5. Стойкость, мужество и неприхотливость народа, привыкшего ради национальных интересов идти на любые тяготы и лишения, гарантировали политическую стабильность в условиях сложностей борьбы за новое оружие. Важную роль в этой связи играло национальное сплочение и патриотический подъём народа в результате победы в Великой Отечественной войне и перед лицом новой глобальной опасности.


Во вторую часть входят тактические обстоятельства, сложившиеся к началу атомной гонки. С одной стороны, Соединённые Штаты первыми в мире овладели оружием невиданной ранее разрушительной силы. Символично, что американская атомная бомба была взорвана 16 июля 1945 г. в пустыне Аламогордо тогда, когда в Потсдаме подводилась черта под Второй мировой войной. Реальное применение таких бомб в Хиросиме и Нагасаки в августе того же года продемонстрировало особые возможности США и положило начало "холодной войне", фактически открыло новую эпоху в мировой истории /2/.


Соединённые Штаты видели в атомной бомбе решение мировых политических проблем, прежде всего борьбу с коммунистической Россией.


С другой стороны, Советский Союз, вынесший на своих плечах основную тяжесть войны с фашистской Германией, с точки зрения Запада создал пугающую военную мощь и приобрёл мировой авторитет своими победами, активно расширял сферу влияния в Европе и Азии, с чем не мог смириться западный мир.


Так сложилась новая расстановка сил в послевоенном мире, причём в результате американского атомного преимущества был нарушен возможный паритет вооружений между двумя противостоящими блоками. Перед разорённым Отечественной войной СССР встала нелёгкая задача участия в атомной гонке. Как относиться к ней? Советские политики и учёные безоговорочно её оправдывали. В постсоветский период оценка меняется вплоть до противоположной. В очень интересной публикации Института всеобщей истории РАН "Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы" содержится такое утверждение: "Начать невиданную ядерную гонку в разорённой стране мог решиться только Сталин…” /3/


Американцы делали бомбу втайне от своего союзника по антигитлеровской коалиции - Советского Союза. О западных усилиях по созданию атомного оружия Сталину стало известно в первой половине 1942 г., но тяжёлое положение на фронтах не дало возможности СССР сразу активно включиться в столь сложную и дорогостоящую работу. В отечественной и зарубежной литературе довольно подробно освещено начало атомной гонки. Не касаясь деталей этого вопроса, сосредоточим внимание на организационных основах советского атомного проекта, которые недостаточно изучены, хотя представляют огромный интерес не только с точки зрения создания атомного оружия, но и понимания советской системы в целом.


Они были заложены серией постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) в 1942 - 1945 гг. за подписью И.В.Сталина. Всю работу по реализации советского атомного проекта можно разделить на два главных этапа. Первый, своего рода подготовительный (сентябрь 1942 - июль 1945 гг.), начинается с постановления ГКО от 28 сентября 1942 г. "Об организации работ по урану". В нём предусматривалось возобновление прерванных войной работ по исследованию и использованию атомной энергии /4/.


Начало второму этапу (август 1945 - август 1949 гг.) положило испытание атомной бомбы в США и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.


Работы велись в двух направлениях: Советский Союз реанимировал немецкий “Урановый проект” /5/ и проводил работы по созданию советской копии американской атомной бомбы /6/.


До конца августа 1945 года, когда в СССР была создана единая для всех отраслей народного хозяйства государственная структура управления по созданию атомного оружия – Первое Главное Управление СНК СССР.


20-го августа 1945 г. Сталин подписал историческое постановление ГКО "О Специальном комитете ГКО", /7/ в который вошли ключевые фигуры партийного и государственного аппарата, возглавил комитет Л.П.Берия. О самом комитете написано много, не имеет смысла к этому возвращаться. Только хотелось решительно подчеркнуть, что Сталин сделал ставку на атомную бомбу именно с этого времени, когда весь мир находился в шоке от американских бомбардировок японских городов. Документы Президентского архива убедительно это доказывают.


Если внимательно присмотреться к материалам Спецкомитета, который проработал почти 8 лет и провёл около 150 заседаний (он ликвидирован в июне 1953 г., сразу после ареста Берия), то бросается в глаза, что это был орган с очень широкими полномочиями, укомплектованный высококвалифицированными специалистами, которые демонстрировали редкое для советской эпохи единство правящей элиты и науки. Комитет работал очень напряжённо, чётко и результативно. Его распоряжения реализовывались с точностью до дня и часа под покровом строжайшей секретности. Задания быстро доводились до сведения не только министерств и ведомств, но и конкретных предприятий, отдельных лиц. Этот опыт чрезвычайно поучителен для нынешнего беспорядка в стране.


Механизм управления атомным проектом действовал следующим образом. На основе отечественных научно-технических разработок и зарубежной разведывательной информации Первое главное управление СНК СССР готовило материалы для Спецкомитета, которые Берия докладывал Сталину. Они анализировались системно и распределялись, как правило, в широкой иерархии оценок. Следует иметь ввиду, что система оценок не была линейной, а зависела от политического контекста, определяемого логикой глобального конфликта и конкретных нужд проекта в данный момент.


Специальный интерес представляет транслирование задач с уровня на уровень: высшее политическое руководство (Сталин), куратор проекта (Берия), научный руководитель проекта (Курчатов), обеспечивающие отрасли экономики (Ванников), а часто и наоборот, так как стремительный ход событий и катастрофический вал технических и экономических проблем давили на высшее руководство снизу. Бывало и так, что политическое руководство на основе собственного анализа ставило задачи перед учёными. Те, в свою очередь, на базе новейших изысканий озадачивали верховное руководство неожиданными вопросами.


Для создания атомной бомбы американцы, по утверждению академика П.Л.Капицы, затратили 2 млрд. долларов (примерно 30 млрд. руб.) /8/. А сколько стоил советский атомный проект? Московский историк Н.С.Симонов называет цифру 14,5 млрд. руб. (за 1947-1949 гг.) /9/, что не соответствует полным затратам. Во-первых, эта цифра охватывает только 3 года из 10 лет (1942-1951 гг.) работ по советскому атомному проекту. Во-вторых, учитывается не весь объём работ. В третьих, вряд ли эффективность советских затрат была выше американских. Ясно, что на атомную программу работала вся страна, проблемы решались любой ценой, и она, по всей видимости, была очень высока. В те годы только две страны - США и СССР - решились на огромные расходы ради своих национальных интересов.


Совершенно очевидно, что сверхзадача - создание атомной бомбы в СССР - могла быть решена в экономике мобилизационного типа. В широком смысле феномен мобилизационной экономики - это стратегия выживания и сохранения национальной независимости в условиях противостояния двух экономико-политических систем: капиталистической и социалистической. Этот феномен - результат ориентации на построение социалистического общества в отдельно взятой стране при опоре на свои ресурсы и возможности. В условиях ядерного противостояния использовались ресурсы всех стран социалистической ориентации, а также новейшие достижения мирового научно-технического прогресса. Отсюда масштабные образовательные программы, беспрецедентные по размаху и результативности разведывательные операции, подчинённые главной цели - овладению секретами ядерного оружия.


В узком смысле феномен мобилизационной экономики - это серия конкретных мероприятий, прежде всего экономического и социально-политического характера. Именно в них наиболее ярко проявились усилия командно-административной системы по концентрации ресурсов государства на решение важнейшей задачи - создания мощного ракетно-ядерного щита, что слишком дорого обошлось народу. Впрочем, в решении атомной проблемы и демократической Америке тоже пришлось пойти на фактическое государственное планирование, на строжайшую секретность во всём.


Мобилизация ресурсов для атомной промышленности в условиях войны была трудным делом. Архивные документы свидетельствуют, как по личному распоряжению Сталина изыскивались и распределялись на стройки атомной индустрии каждая тонна металла, кубометр леса, моток провода и кусок мыла. Катастрофически не хватало продовольствия, поэтому появились распоряжения, которые сегодня тяжело читать. По постановлению ГКО от 8 декабря 1944 г. в качестве льготы за трудные условия труда 2 тыс. рабочих, занятых поиском урановой руды, позволялось выдавать второе блюдо и 200 г хлеба без вырезки талонов из карточки.


Вместе с тем, советское руководство принимало важные меры по материальному стимулированию работников атомного комплекса, прежде всего научно-технического и руководящего состава. 27-го марта 1946 г. состоялось совершенно секретное постановление Совета Министров СССР "О премиях за научные открытия и технические достижения в области использования атомной энергии и за работы в области комического излучения, способствующие решению этой проблемы". Было выделено 8 приоритетных проблем, за решение каждой из них руководителю работ назначалась первая премия в размере 1 млн. руб. Он представлялся Советом Министров к званию Героя Социалистического Труда, получал звание "Лауреата Сталинской премии" первой степени, дачу-особняк с обстановкой за счёт государства в любом районе СССР, а также легковую машину, имел право на заграничные научные командировки, финансируемые государством, через каждые три года сроком от 3 до 6 месяцев, получал двойной оклад на время работы в данной области и право бесплатного проезда в пределах СССР железнодорожным, водным и воздушным транспортом для себя и своей семьи, мог обучать своих детей в любых учебных заведениях страны за счёт государства. За решение проблем последующего уровня сложности устанавливались вторая, третья, четвёртая и пятая премии с несколько меньшим, но тоже очень существенным вознаграждением /10/.


Эти условия были выполнены после испытания атомной бомбы. Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1949 г. "О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии" группа учёных и инженерно-технических работников получила с некоторым уточнением те поощрения, о которых речь шла выше. Среди них И.В.Курчатов, Н.А.Долежаль, В.Г.Хлопин, А.А.Бочвар, Ю.Б.Харитон…


Создание атомного комплекса породило особую форму производственно-бытовой инфраструктуры - закрытые города-заводы. Наибольшее скопление таких городов отмечалось на Урале. Они воспроизводили опыт его металлургической промышленности ещё демидовских времён (Невьянск, Нижний Тагил, Кушва, Кыштым, Касли, Златоуст и др.), когда эти социально-производственные структуры являлись наиболее типичными для горнозаводской промышленности края. Правда, у городов-заводов XVIII - XIX и XX веков имелись существенные различия. Если первые были широко открытыми индустриально-аграрными центрами, то вторые - строго закрытыми интеллектуально-производственными анклавами. В Советском Союзе таких атомградов насчитывалось 10 (Арзамас-16, Челябинск-70, Челябинск-65, Златоуст-36, Свердловск-45, Пенза-19, Красноярск-26, Томск-7) с населением 732 тыс. человек (1994 г.) /11/.


В итоге 4-летнего напряжённого труда атомная бомба была создана, в то время как американцы отводили русским для этого 10-15 лет. 29 августа 1949 г. в степном районе Казахстана, в 170 км западнее Семипалатинска, состоялось её наземное испытание. Тогда мало кто знал, что советская атомная бомба почти точно копирует американскую. При этом надо отчётливо понимать, что для воплощения в жизнь американской схемы необходимо было иметь атомную промышленность, соответствующие технологии и кадры. Именно их наличие в Советском Союзе обеспечило успех дела. Более того, советские учёные продолжали работу над своей оригинальной конструкцией, которая была испытана в 1951 г. Это было второе испытание атомного оружия в СССР. Советская бомба, будучи почти в два раза легче американской, получилась в два раза мощнее её /12/ .


В дальнейшем русские стали обходить американцев. 12-го августа 1953 г. был взорван реальный водородный заряд, готовый к применению в виде бомбы, а 30 октября 1961 г. осуществлён непревзойдённый доныне по мощности взрыв 50-мегатонной бомбы, чем была доказана возможность конструирования водородного заряда практически неограниченной мощности /13/.


Советская ядерная мощь нарастает быстро. В 1950 г. у СССР было 5 атомных бомб, в то время как у США - 369. В 1957 г. - соответственно 660 и 6444. В 1978 г. - 25393 и 24424. Следовательно, был достигнут паритет. К 1986 г. Россия располагала 45000 бомб, тогда как США - 23410. В 1997 г. соотношение выглядело как 23000 и 13000. В 1996 г. удельный вес СССР в мировом ядерном арсенале составил 68 %. К 1997 году он сократился до 64 % /14/.













Первая советская атомная бомба РДС-1
Первая водородная бомба РДС-6с
Первая атомная электростанция


ВЛИЯНИЕ АТОМНОГО КОМПЛЕКСА НА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ


Атомный проект в определённой мере стал "локомотивом" технической революции, мощным двигателем науки в стране, колоссального роста её авторитета, подъёма уровня образования, прежде всего технического (МФТИ, МИФИ, физико-технические факультеты во многих политехнических институтах). Успешное решение атомной проблемы спасло советских физиков от разгрома, аналогичного тому, которому подверглась генетика. Физики, особенно такие авторитетные как Курчатов, Иоффе, Капица, стали арбитрами между государством (точнее, бюрократией) и научной общественностью, интеллектуальной элитой, что особенно заметно проявилось в дискуссиях о генетике и кибернетике. Произошла заметная интеллектуализация военных, политиков и хозяйственников, поскольку в условиях отчаянной ракетно-ядерной гонки без неё невозможно было быть на уровне требований времени и сохранять соответствующие посты.


Ещё большее влияние атомный комплекс оказал на экономику. С одной стороны, он изнурял её непомерными затратами, сдерживал рост благосостояния народа, а с другой стороны, подталкивал прогресс старых отраслей и привёл к возникновению многочисленных новых, обеспечивая высокую занятость населения.


Принципиальное значение имело использование атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. под Москвой была пущена первая в мире атомная электростанция. К середине 80-х гг. СССР имел 18 таких станций, которые не только облегчали решение энергетических проблем, но и являлись предвестниками энергетики будущего. Советские атомщики немало сделали для овладения термоядерной энергией. Доклад на эту тему, прочитанный И.В.Курчатовым в Харуэлле (Великобритания) в 1956 г., произвёл огромное впечатление на западный мир и оказал существенное влияние на улучшение отношений между социалистическим и капиталистическим миром.


Решение атомной проблемы в СССР оказало мощное влияние на его общественно-политическое и социально-экономическое развитие. Страна почувствовала защиту от возможных нападений, получила уверенность в надёжной безопасности, подняла свой авторитет на международной арене, обрела многочисленных союзников, которые ориентировались на защиту с её стороны. Советский Союз стремился овладеть лидерством в борьбе за мир…


В эту борьбу за мир немалый вклад внесли и немецкие ученые, вывезенные из Германии.


_____________
1. Алексеев В.В. Влияние атомного комплекса на послевоенное развитие СССР. “Мир истории”. N3, 2000.


2. Олег ХЛОБУСТОВ. Кто же был отцом "холодной войны"? Интернет-сайт fsb.ru. 20.02.2006 года


3. Быстрова И.В. Военно-экономическая политика СССР: от демилитаризации к гонке вооружений // Сталинское десятилетие холодной войны. Факты и гипотезы. М., 1999. С. 180.


4. Одни из самых ранних работ в СССР по цепному делению произведены Яковом Зельдовичем и Юрием Харитоном в 1939-41 годах.


После получения разведданных о интенсивном развертывании американцами работ по Манхэттенскому проекту, 28 сентября 1942 года появилось распоряжение ГКО №2352 "Об организации работ по урану".


11 февраля 1943 ГКО принимает решение об организации Лаборатории №2 АН СССР для изучения атомной энергии. Руководителем научного ядерного центра в марте назначен Игорь Васильевич Курчатов. В ее состав вошли: А. И. Алиханов, А.А. Арцимович, И. К. Кикоин, И. В. Курчатов, И. Я. Померанчук, К. А. Петржак, Г. Н. Флеров. В 1944 году в Москву возвратился из эвакуации Институт химической физики, и его сотрудники, в числе которых были Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон, пополнили коллектив Лаборатории.


5. На крымской конференции трех глав правительств антигитлеровской коалиции: Сталина, Рузвельта и Черчилля (Ялта, февраль 1945 года) было принято решение об использовании уцелевшей немецкой техники и специалистов для восстановления народного хозяйства стран победителей в качестве репарационных поставок. Эта возможность была широко использована Советским Союзом. В 1945-1954 гг. Несколько тысяч немецких ученых и специалистов, в большей части со своими семьями работали в СССР. В первую очередь они работали в таких стратегически важных научно-технических областях, в которых Германия занимала передовое положение. К таким областям относились: ядерная физика и ракетная техника, радиолокация и техническая оптика, авиастроение. Уцелевшее оборудование заводов, полигонов, научных лабораторий было разобрано и перевезено в СССР (17 тысяч железнодорожных составов), также были приглашены на работу специалисты, умеющие обращаться с этой техникой. Все эти работы имели чрезвычайно важное стратегическое значение для Советского Союза и проводились на спецобъектах в условиях строжайшей секретности. В итоге, до последнего времени, практически мало что известно об этом периоде начала нового германо-российского сотрудничества, и только в последнее время стали появляться публикации, проводиться исторические исследования и другие акции, в том числе, и создание документальных фильмов.


Для примера из восьми позиций наименований демонтированного и вывезенного оборудования приведены две:


- все оборудование, материалы и библиотека института им. Кайзера Вильгельма в Берлине;


- Берлинскиц завод Ауэра по получению металлического порошка урана и завод из района Райнсберг-Цехлин по переплавке металлического порошка урана в монолитный металл и т.д.


С августа 1945 года было определено единое руководство советским атомным проектом, наделенное широкими финансовыми и кадровыми полномочиями. Родилась и окрепла идея создать советскую урановую атомную бомбу: собрать в единую структуру немецкую технику и всех привезенных ученых и специалистов и по опыту знаменитого 4-го спецотдела НКВД и его лабораторий и ОТБ продолжить немецкий “Урановый проект” по созданию атомного оружия. 26 января 1946 года выходит приказ об организации 9-го Управления НКВД (МВД) СССР (управления специальных институтов А, Б, В, Г и Д на базе немецких спецов, ученых и вывезенной техники).


Возглавил Управление и весь проект – Генерал-лейтенант НКВД (МВД) Авраамий Павлович Завенягин с оставлением должности зам. министра МВД и подчинением ему Главпромстроя МВД и генерал-майор В.А. Кравченко.


30 августа 1945 года распоряжением Совнаркома СССР была создана единая для всех отраслей народного хозяйства государственная структура управления по созданию атомного оружия – Первое Главное Управление СНК СССР, в основу которого легла научная и огромная производственная база расформированного Наркомата боеприпасов – атомными вопросами занимались, практически, только две структуры: Академия Наук (Лаборатория N2) и НКВД-МВД (Спецметуправление, Институт спецметаллов, Комбинат N6). Эти две названные структуры и вывозили специальное оборудование и материалы из Германии по приказу Наркома внутренних дел СССР С.Круглова от 16 мая 1945 года.


6. Конструкция РДС-1 во многом опиралась на американского “Толстяка”, из-за принятого принципиального решения максимально повторить американскую бомбу. Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус, электронная начинка и были советской разработки.


Атомный заряд представлял собой многослойную конструкцию, в которой перевод активного вещества - плутония в критическое состояние осуществлялся путем его сжатия посредством сходящейся сферической детонационной волны во взрывчатом веществе. В центре ядерного заряда размещался плутоний, конструктивно состоящий из двух сферических полудеталей. В полости плутониевого ядра устанавливался нейтронный инициатор (запал).


Одним из наиболее сложный узлов РДС-1 был заряд взрывчатого вещества из сплава тротила с гексагеном. Заряд состоял из двух слоев. Внутренний слой формировался из двух полусферических оснований, внешний собирался из отдельных элементов. Задача внешнего слоя - в создании сферической детонационной волны и поэтому он получил название фокусирующей системы. Это один из основных функциональных узлов заряда, во многом определяющий его тактико-технические характеристики.


Система автоматики бомбы обеспечивала осуществление ядерного взрыва в нужной точке траектории падения бомбы. Часть электрооборудования размещалось на самолете-носителе, часть - в самой бомбе. Для повышения надежности срабатывания изделия основные элементы автоматики подрыва выполнены по дублирующей схеме. На случай отказа высотного взрывателя в конструкции бомбы было предусмотрен ударный датчик для осуществления ядерного взрыва при ударе бомбы о грунт.


7. 20 августа 1945 руководство по созданию атомного оружия возлагается на Специальный Комитет, во главе с Л. П. Берия. Его заместитель - нарком боеприпасов Б. Л. Ванников, в состав вошли: Г. М. Малинков, Н. А. Вознесенский, А. П. Завенягин, И. В. Курчатов, П. Л. Капица, М. Г. Первухин. Для решения технических вопросов при СК создан Технический Совет, под руководством Ванникова, который составили: А. И. Алиханов, Н. А. Вознесенский, А. П. Завенягин, К. Кикоин, И. В. Курчатов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, В. А. Махнеев, Ю. Б. Харитон, В. Г. Хлопин.


Далее, организационная структура проекта получает свое дальнейшее развитие. 30 августа 1945 года распоряжением Совнаркома №2227-567 создается Первое Главное Управление при СНК СССР. В состав этого органа входило множество начальников и первых заместителей различных наркоматов: от внутренних дел до металлургической промышленности. При ПГУ имелся свой Технический Комитет, в который входили Ванников, Завенягин и ученые-атомщики: И. В. Курчатов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Ю. Б. Харитон.


Естественно, огромную роль в продвижении проекта стоит отдать работе разведки, поставившей огромное количество информации нашим ученым. Особенно важными эти данные были в 1941-45 годах. Ведь и до войны советская промышленность во многом отставала по развитию от американской, а после - лежавшая в руинах страна не могла истратить, подобно США, два миллиарда долларов (и это еще по тем ценам) на атомный проект и привлечь более 100 000 человек для его реализации. Наш ответ был, как водится, асимметричным, по стоимости, но отнюдь не по эффекту.


9 апреля 1946 года Совмин СССР издал распоряжение №806-327 о создании при Лаборатории №2 спецКБ, по разработке ядерного оружия - КБ-11, его начальником назначался Зернов, главным конструктором - Ю. Б. Харитон. В качестве месторасположения КБ-11 был избран древний русский городок Саров (позднее - Арзамас-16), в Нижегородской области.


Перед КБ-11 ставилась задача создания двух вариантов бомб - урановой с пушечным сближением и плутониевой со сферической имплозией. Испытание плутониевого заряда предполагалось совершить до 1 января 1948 года, уранового - до 1 июня 1948.


8. Атомный проект СССР. Документы и материалы. Т. II. Атомная бомба. 1945 - 1954. Книга I. М. - Саров, 1999. С. 614.


9. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920 - 1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управления. М., 1996. С. 242.


10. Атомный проект СССР… С. 421 - 428.


11. Тихонов В. Закрытые города в открытом обществе. М., 1996. С. 6.


12. Человек столетия. Юлий Борисович Харитон. М., 1999. С. 130 - 131.


13. Там же. С.


14. Ядерный справочник № PDC. Ноябрь - декабрь 1997 // Советская военная мощь от Сталина до Горбачёва. М., 1999. С. 167.


Материал подготовил Владимир КОМИССАРОВ, член Общества изучения истории отечественных спецслужб


Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских