ВИЛЬНЮССКИЙ ОКРУЖНОЙ СУД

ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

27 марта 2019 г.
Вильнюс

Открыть в файле PDF (6Mb)

В начало » ИСТОРИЯ » КАК СОЗДАВАЛИСЬ ЖЕНСКИЕ АВИАПОЛКИ


КАК СОЗДАВАЛИСЬ ЖЕНСКИЕ АВИАПОЛКИ

С первых дней Великой Отечественной войны многие девушки и женщины шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Они хотели наравне с мужчинами защищать свою Родину. Письма с просьбами помочь попасть в действующую армию многие из них направляли известному штурману, Герою Советского Союза Марине Расковой.

Ее хорошо знала вся страна. Еще в 1937 году М.М. Раскова вместе со знаменитой летчицей B.C. Гризодубовой совершила рекордный, по тому времени, перелет из Москвы в Актюбинск. В экипаже с другой известной летчицей П.Д. Осипенко, М.М. Раскова на летающей лодке МП-1 совершает беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. За этот перелет она награждается орденом Ленина.

В феврале 1937 года старший лейтенант Марина Михайловна Раскова, работая инструктором аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии, была зачислена штатным сотрудником Особого отдела Наркомата внутренних дел.


АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Раскова Марина Михайловна

Родилась 28 марта 1912 года в Москве. Отец был учителем пения, мать — школьной учительницей. С десяти лет училась в Московской консерватории. С весны 1929 года работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода. С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе. Продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба.

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 “Родина” совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайге выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль “Золотая Звезда” № 106.

Сотрудник органов государственной безопасности. С февраля 1937 года по февраль 1939 года — штатный консультант особого отдела НКВД, затем оперуполномоченный в третьем отделении Особого отдела (по обслуживанию авиации) ГУГБ НКВД.

Марина Михайловна к моменту перехода в Наркомат внутренних дел была старшим лейтенантом, инструктором аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии. На базе академии проводились разработки в области самолетостроения, совершенствования вооружения, тактики применения авиации, ее взаимодействия с другими видами войск. Несомненно, что к такому учебному и научному центру было приковано внимание военных разведок наших вероятных противников. Их усилия надо было нейтрализовать, не допустив утечки важных оборонных секретов за границу.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова, используя свое положение сотрудника органов безопасности и личные контакты с И.В. Сталиным, добилась разрешения на формирование женских боевых авиачастей.

В конце октября 1941 г. с официального одобрения Ставки ВГК и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в г. Энгельс на Волге сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков.

4 января 1943 г. Герой Советского Союза майор Раскова погибла в авиакатастрофе близ Саратова во время перелета в сложных метеоусловиях на фронт после переформирования. Тело было кремировано, а урна с прахом замурована в Москве в Кремлевской стене на Красной площади.

Вершиной ее успехов стало участие в беспосадочном перелете Москва-Дальний Восток в 1938 году, явившимся международным женским рекордом по дальности полета. Самолет «Родина» с убирающимися шасси с экипажем в составе командира B.C. Гризодубовой, второго пилота П.Д. Осипенко и штурмана-радиста М.М.Расковой взлетел с подмосковного аэродрома и взял курс на восток. Большая часть полета проходила выше сплошной облачности (около 7000 метров) по всему маршруту. Экипаж вынужден был использовать кислородные маски. Температура за бортом и внутри самолета доходила до отметки — 35 градусов. Питание радиоаппаратуры отказало, и большую часть полета связь с землей отсутствовала. Ориентация по радиомаякам стала невозможной. Выйдя на берег Охотского моря, в районе Тугурского залива севернее устья реки Амур, экипаж направил самолет по кратчайшему пути к намеченному аэродрому посадки — Комсомольск. Но горючего не хватило. Самолет пошел на вынужденную посадку в тайге у реки Амгунь. На тридцатом часу полета моторы заглохли, и по приказу своего командира М.М. Раскова покинула самолет на парашюте, так как конструкция кабины штурмана, в случае посадки на фюзеляж, не давала шансов на спасение. М.М. Раскова уцелела, шла по тайге и, наконец, встретилась со своим экипажем через 10 суток в районе озера Чигчигирское. Всем трем девушкам было присвоено звание Героя Советского Союза. Это были первые женщины Герои Советского Союза.

Правда, скитания по тайге не прошли для Марины Михайловны Расковой бесследно. Она долго лечилась, а в личном деле капитана госбезопасности Расковой появилась запись: "По состоянию здоровья (в 1940 году болела пять месяцев, и сейчас врачами ее рабочий день ограничен до 8 часов) на оперативной работе использовать нецелесообразно, так как эту работу уложить в восемь часов нельзя".

В октябре 1941 года М.М. Раскова вошла в правительство страны с ходатайством приступить к формированию боевых женских авиационных полков. Ее просьба была удовлетворена. 8 октября 1941 года Народный Комиссар Обороны Союза ССР подписал соответствующий приказ.

ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0099
8 октября 1941 г.

О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии

В целях использования женских летно-технических кадров
ПРИКАЗЫВАЮ с 1 декабря 41 г. сформировать и подготовить к боевой работе:

I. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/ 174, дислокация г. Энгельс.
II. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ-2 при ЗАПе (Каменка).
III. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация – г. Энгельс.
IV. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осовиахима.
V. Переподготовку летного состава на новой матчасти организовать и проводить:
- летного состава – в пунктах формирования авиаполков;
- технического состава – при пункте сбора ЛТСМ г. Москва;
- штурманского и командиров штабов – при 2-й Ивановской Высшей штурманской школе ВВС КА.

Главному Интенданту Красной Армии и Начальникам Центральных Управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.

Народный Комиссар
Обороны Союза ССР И.Сталин

Руководство по формированию авиаполков было возложено на М.М. Раскову.

Недостатка в желающих не было. Группами и в одиночку к зданию ЦК ВЛКСМ в Москве, где работала мандатная комиссия по отбору девушек-добровольцев в авиачасть М.М.Расковой, шли девушки-пилоты гражданского флота, летчицы аэроклубов, студентки, молодые работницы московских фабрик, учреждений и оборонных предприятий, сотни и сотни человек. И надо было отобрать наиболее нужных и подготовленных. Вот когда Марине Михайловне пригодился опыт работы в особом отделе.

16 октября 1941 года основной состав будущих женских авиаполков (авиагруппа № 122) выехал в город Энгельс на Волге для дальнейшего формирования и обучения. Здесь в состав авиагруппы вошли почти сто девушек-добровольцев из Саратова.

В начале 1942 года после ускоренной подготовки были сформированы три женских авиаполка — истребительный (586-й) на самолетах Як-1, пикирующих бомбардировщиков (587-й) на самолетах Пе-2 (первоначально на Су-2) и ночных бомбардировщиков (588-й) на самолетах У-2 (По-2).

К концу января 1942 года женский 586-й истребительный авиаполк, в составе двух эскадрилий и технического персонала (всего 148 женщин), получил с Саратовского авиазавода 24 фронтовых истребителя Як-1.

Учитывая, что в зимнее время взлет производился с заснеженных аэродромов, самолет Як-1 был оснащен лыжами. Машина весом 2895 кг имела максимальную скорость 580 км/час, была вооружена 20-мм пушкой и двумя синхронными пулеметами калибра 7,62 мм. Была предусмотрена подвеска под крылом шести реактивных снарядов.

Исполняющей обязанности командира полка по март 1942 года стала Евгения Филипповна Прохорова, в дальнейшем полк возглавила Тамара Александровна Казаринова, начальником штаба полка была назначена Александра Александровна Макунина, военным комиссаром — батальонный комиссар Ольга Павловна Куликова. С мая 1942 года женский 586-й истребительный авиаполк приступил к охране Саратовской зоны ПВО, базируясь на аэродроме Анисовка, войдя в состав 144 ИАД ПВО.

Командиром женского 587-го бомбардировочного авиаполка стала Марина Михайловна Раскова; комиссаром — батальонный комиссар Лина Яковлевна Елисеева, начальником штаба — капитан Милица Александровна Казаринова. Полк комплектовался и проходил подготовку на одномоторном легком бомбардировщике Су-2, закончил подготовку в апреле 1942 года. В июне 1942 года приступил к освоению нового самолета Пе-2, которое закончил 23 ноября 1942 года, и 1 декабря 1942 года убыл на Северо-Западный фронт в состав 8 ВА. К сожалению, командир полка майор М.М. Раскова при выполнении полета по маршруту Арзамас-Саратов, попав в сложные метеоусловия, 4 января 1943 года погибла.

Командиром женского 588-го авиаполка ночных бомбардировщиков на самолетах У-2 (в последствии По-2) была назначена Евдокия Давыдовна Бершанская, начальником штаба полка — Ирина Вячеславовна Ракобольская, комиссаром — батальонный комиссар Евдокия Яковлевна Рачкевич. В мае 1942 года полк вылетел на Южный фронт (115 человек — все девушки в возрасте от 17 до 22 лет), и боевое крещение получил под Краснодоном.

Войны без потерь не бывает. Участвуя в боях с врагом, несли потери и женские авиаполки. В истребительный 586-й и бомбардировочный 587-й в ходе войны приходили мужчины, и только 588-й полк ночных бомбардировщиков до самого конца войны оставался чисто женским.

За годы войны 586-й истребительный авиаполк (ИАП) прошел славный боевой путь. Встав на патрулирование в небе Саратова, полк до февраля 1943 года не допустил ни одного прорыва вражеской авиации к охраняемым объектам. В сентябре 1942 года 8 экипажей 1-й эскадрильи под командованием Раисы Беляевой были переданы под Сталинград, а 24 сентября 1942 года летчица 586-го ИАП лейтенант В. Хомякова в ночном бою над Саратовом сбила немецкий бомбардировщик. Это была первая победа женского авиаполка и первый случай ночного воздушного боя летчицы.

Смело сражались в воздухе Сталинграда девушки-летчицы 1-й эскадрильи. На боевом счету Р. Беляевой, Е. Будановой и Л. Литвяк появились первые сбитые самолеты врага. С февраля 1943 года (аэродром Придача под Воронежем) 586-й ИАП выполнял особо важные задания командования, обеспечивал безопасность переброски наземных войск Степного фронта, уничтожив при этом семь Ю-88 и три — ФВ-190.

Во время битвы на Курской дуге полк участвовал в ожесточенных воздушных боях с аэродромов Касторное, Солнцево, Курск-Восточный. Охраняемые объекты от налетов противника не пострадали.

В ноябре 1943- марте 1944 года 586-й ИАП базировался на аэродроме Жуляны в Киеве. Прикрывая переправы через Днепр, перехватывая воздушных разведчиков врага и, штурмуя наземные войска противника окруженной Корсунь-Шевченковской группировки, летчики полка уничтожили 6 самолетов противника.

С марта по сентябрь 1944 года с аэродрома Скоморохи (Житомир) полк прикрывал с воздуха движение воинских эшелонов на участках: Житомир-Фастов, Житомир-Коростень, Житомир-Новоград-Волынский, Житомир-Горбаши, и Бердичев-2, сбив 3 самолета противника.

С сентября 1944 по февраль 1945 года 586-й ИАП обеспечивал прикрытие с воздуха шоссейных коммуникаций 2-го Украинского фронта, охрану железнодорожных узлов: Обходное, Пепелюхи, Гура-Каменка; мостов и переправ через р. Прут в районе Броништа и через р. Днестр в районе Каменка, Рыбница.

С февраля 1945 до конца Великой Отечественной войны 586-й ИАП участвовал в боях за освобождение Венгрии. 20 июля 1945 года (аэродром Цинкота, Будапешт) был демобилизован рядовой и сержантский состав 586-го ИАП, а в ноябре 1945 года (аэродром Яссы, Румыния) были демобилизованы и офицеры-женщины.

За годы войны в 586-м истребительном авиаполку происходили частые переформирования, полк стал смешанного состава.

В полку: 1 Герой Советского Союза (посмертно) Лидия Владимировна Литвяк (обстоятельства гибели 1 августа 1943 года в воздушном бою над с. Мариновка Луганской области до конца не выяснены) и 1 Герой России (посмертно) Екатерина Васильевна Буданова (погибла 19 июля 1943 года в воздушном бою над Донецком).

20 января 1943 года 587-й бомбардировочный авиационный полк (БАП) вошел в состав 16 ВА и прибыл на Сталинградский фронт. 28 января 1943 года 587-й БАП выполнил первые боевые задания, поддерживая бомбовыми ударами с воздуха наши войска, ликвидирующие северную группировку немецко-фашистских войск под Сталинградом. В апреле и мае 1943 года 587-й БАП, войдя в состав 4 ВА, бомбил укрепления врага на «Голубой линии» в районе Крымская, Неберджаевская, Верхний Адагум, Нижне-Баканская, Молдаванская, Русское, Красное, Львовская и Киевская.

Приказом Народного комиссариата обороны СССР от 4 мая 1943 года в память о погибшем первом командире части полку было присвоено собственное наименование — 587-й бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой.

С 19 июля 1943 года по 20 июля 1944 года 587-й БАП имени Марины Расковой содействует вводу в прорыв танковой группы на участке Сычи-Олешня (Орловско-Курская дуга), участвует в Спас-Деменской, Ельнинской, Смоленской операциях, обеспечивает наступление наших войск на Витебском и Оршанском направлениях, содействует войскам Калининского фронта по прорыву полосы обороны противника на участке Клевцы-Сельцо в районе города Духовщина.

Приказом НКО СССР от 23 сентября 1943 года 587-й БАП был переименован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой.

На 3-м Белорусском фронте в период с 22 июня 1944 года 125-й гвардейский БАП им. Героя Советского Союза Марины Расковой поддерживает бомбовыми ударами с воздуха наши войска, прорывающие долговременные, глубокоэшелонированные укрепления противника на участке Богушевск-Орша (Витебско-Оршанская операция), уничтожает подходящие резервы противника в районе населенного пункта Зембин (Борисовская операция).

За успешное содействие наземным войскам при форсировании реки Березины и при овладении городом Борисовом, Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 года полку присвоено наименование — Борисовский.

С 22 по 29 июля 1944 года полк, в составе 5 ГБАК, содействовал войскам 1-го Прибалтийского фронта по уничтожению живой силы, танков и техники противника в районе Рокишкис, Обеляй и Вегеряй, по прорыву глубокоэшелонированной полосы обороны противника южнее Риги и в районе Бауски, а также по прорыву полосы обороны на Либавском направлении.

С 1 января по 5 февраля 1945 года полк содействовал войскам 3-го Белорусского фронта по прорыву обороны противника в Восточной Пруссии (Пилькаллен, Гумбиннен), а также уничтожал позиции артиллерии и живую силу противника в районе Скрунда-Приекуле.

С 12 апреля по 1 мая 1945 года полк содействовал войскам 3-го Белорусского фронта в наступательной операции по окончательному разгрому войск противника в Восточной Пруссии, на Земландском полуострове, в районах Пиллау, Фиш-Хаузен, Гросс-Хайдекрус, Гросс-Блюментау, Нох-Хойзер, по фортам на косе Фриш-Неруг.

За образцовое выполнение заданий командования и за овладение городом Интербург 19 февраля 1945 года полк был награжден орденом Кутузова 3-й степени.

С 1 по 8 мая 1945 года полк содействовал войскам Ленинградского фронта по уничтожению окруженной группировки противника на Курляндском полуострове, бомбил военный порт Либава и скопления танков и живой силы противника в районе железнодорожного узла Илмая. Последний боевой вылет полк совершил 8 мая 1945 года на порт Либава.

За образцовое выполнение заданий командования и за овладение городом и крепостью Пиллау, полк Указом Верховного Совета СССР от 28 мая 1945 года был награжден орденом Суворова 3-й степени.

В период Великой Отечественной войны полк совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 т бомб. В полку погибло 27 человек (15 женщин и 12 мужчин). Полк расформирован 28 февраля 1947 года.

В полку 5 Героев Советского Союза. Это — гвардии старший лейтенант Галина Ивановна Джунковская, гвардии капитан Мария Ивановна Долина, гвардии капитан Антонина Леонтьевна Зубкова, гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко, гвардии капитан Клавдия Яковлевна Фомичева, и Герой России гвардии капитан Валентина Флегонтовна Савицкая (Кравченко).

Женский 588-й авиаполк ночных бомбардировщиков вылетел на Южный фронт 22 мая 1942 года в составе двух эскадрилий (115 человек личного состава). Начав боевые действия под Краснодоном, полк с боями пришел с нашими отступающими войсками до предгорий Кавказа.

В январе 1943 года Северокавказский фронт пошел в наступление. 588-й авиаполк ночных бомбардировщиков принимал самое активное участие в разгроме отступавших войск противника: бомбил эшелоны, автоколонны, скопления войск.

Самолеты летали, в основном, ночью, днем этот самолет можно было сбить из стрелкового оружия. Беря по 200-250 кг бомбового груза, каждый экипаж производил по 5-6 боевых вылетов в летнее время и 10-12 боевых вылетов зимой. До конца 1944 года экипажи летали без парашютов, на самолетах отсутствовала радиосвязь. Пулеметы ШКАС были установлены только в сентябре-октябре 1944 года. Ночным истребителям противника экипаж мог противопоставить только свое умение — на малых высотах и минимальной скорости — уходить от преследования, используя рельеф местности. Как правило, полет длился около часа. Самолеты вылетали и по одному и шли на цель. Интервал между вылетами составлял 5-6 минут. Бывало, что в подбитых зенитным огнем противника самолетах девушки-летчицы заживо горели в воздухе на глазах у своих подруг, идущих за ними на ту же цель.

За отличное выполнение боевых заданий в феврале 1943 года женскому 588-му авиаполку ночных бомбардировщиков было присвоено звание Гвардейского. Он первым в дивизии был удостоен такой награды и стал именоваться «46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков». В боях на Кубани над так называемой «Голубой линией» обороны противника полк преумножил свою боевую славу гвардейцев. За успешное выполнение заданий командования в период боев за освобождение Кубани, Новороссийска и Таманского полуострова 46-му Гвардейскому полку было присвоено наименование «Таманский». Немцы называли летчиц полка «ночные ведьмы». Это не обижало девушек, лестно было услышать из уст врага такое сравнение.

С середины октября 1943 года до середины апреля 1944 года женский 46-й Гвардейский Таманский полк ночных бомбардировщиков летал на боевые задания через Керченский пролив. В перечень славных боевых дел полка вошли: поддержка с воздуха легендарного Эльтигенского десанта «Огненной земли», бомбардировки позиций врага в Крыму и Севастополе. На гвардейском знамени полка появился первый орден — Боевого Красного Знамени.

Во второй половине мая 1944 года женский 46-й Гвардейский Таманский авиаполк перебазируется в Белоруссию, где уничтожает вражеские окруженные группировки, возникшие в ходе стремительного наступления наших войск по осуществлению операции «Багратион».

С сентября 1944 года женский 46-й Гвардейский Таманский авиаполк, вместе с нашими наступающими войсками, начинает боевые действия по освобождению Польши, а 14 января 1945 года женский авиаполк — единственный из всей 4 ВА, из-за сложных метеоусловий, сумел поддержать своими бомбовыми ударами начавшееся досрочное наступление наших войск. Вместе с атакующими нашими войсками женский 46-й Гвардейский Таманский авиаполк прошел с боями Восточную Пруссию, Померанию и Германию. Свои завершающие удары «Крылатая гвардия» наносила по войскам противника в Данциге, Гдыне, Штеттине, Свинемюнде. Орден Суворова 3-й степени на знамени полка был наградой за успешные боевые вылеты.

За три года непрерывных боев полк никогда не уходил на переформирование, совершил более 24000 боевых вылетов и сбросил на позиции врага более 3 000 000 кг бомбового груза. За годы войны в полку погибли 32 девушки. В полку 23 Героя Советского Союза, 2 Героя России и Герой Республики Казахстан. Назовем их поименно:

Герои Советского Союза:

гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Велик Вера Лукьяновна (посмертно) — 813 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна (посмертно) — 628 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Федоровна — 980 боевых вылетов;
гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов;
гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна (посмертно) — 354 боевых вылета;
гвардии ст. лейтенант Парфенова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов;
гвардии капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета;
гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов;
гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета;
гвардии лейтенант Руднева Евгения Максимовна (посмертно) — 645 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов;
гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна (посмертно) — 630 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Федоровна — 1004 боевых вылета;
гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 782 боевых вылета;
гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов;
гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Федоровна — 926 боевых вылетов;
гвардии капитан Чечнева Марина Павловна— 810 боевых вылетов.

Герои России:

гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Федоровна — 680 боевых вылетов; гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Герой Республики Казахстан:
гвардии старший лейтенант Доспанова Хиуаз.

Прошло почти 63 года со Дня Великой Победы. Многих женщин авиаторов уже нет в живых, а здравствующим — уже по 80-90 лет. Но и сейчас, когда ночами во сне они снова видят огненный столб от догорающего самолета подруг, их особенно остро пронизывает чувство: этого не должно больше быть! Они хотят, чтобы земля для всех оставалась зеленой, прекрасной, мирной. Но для этого нельзя забывать и о том, что было!

Владимир КОМИССАРОВ, член Общества изучения истории отечественных спецслужб, Анатолий ПЛЯЦ, Президент Военно-патриотического благотворительного фонда “Отечество”, г.Москва

Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских