В начало » ПРАВО » Правоприменительная практика » Исходные следственные ситуации по делам о налоговых преступлениях и планирование их разрешения


Исходные следственные ситуации по делам о налоговых преступлениях и планирование их разрешения

Расследование преступлений любой категории осуществляется в конкретных условиях времени, места, окружающей среды, во взаимосвязи с другими процессами объективной действительности, поведением лиц, которые оказались в сфере уголовного судопроизводства.

Именно указанная сложная система образует в итоге конкретную обстановку, в которой осуществляют свою деятельность следователь и другие участники процесса доказывания, и протекает конкретный акт расследования. Эта обстановка получила в криминалистике название следственной ситуации. Умение следователя правильно анализировать и оценивать эту ситуацию является залогом успешного раскрытия и расследования преступлений (в нашем случае, налоговых).

Р.С. Белкин понимал под следственной ситуацией совокупность условий, в которых в данный момент осуществляется расследование, т.е. ту обстановку, в которой протекает процесс расследования [1].

В.П. Лавров[2] справедливо отмечает, что следственной ситуацией именуется конкретная обстановка расследования, особенности которой обусловлены объективными (место, время расследования, характер доказательственной информации и др.) и субъективными (уровень профессионализма следователя, отношение к работе лиц, привлеченных к расследованию и т.д.) и иными факторами.

Обобщение следственной практики показало [3], что расследование налоговых преступлений проходит достаточно специфично. В значительной степени это объясняется своеобразием складывающихся исходных следственных ситуаций. Специфичность же формирования последних и особенности их содержания во многом обусловлены их криминалистической характеристикой.

Элементами любой исходной следственной ситуации, по любой категории уголовных дел, в том числе и о налоговых преступлениях, являются: 1) первоначальная информация, полученная при проверке заявлений, сообщений и сразу после возбуждения уголовного дела, о событии, содержащем признаки преступления, о лицах, причастных к этому событию; 2) объективные условия, характеризующие получение этой информации (место, время, климатические условия, использование научно-технических средств и т.д.); 3) силы и средства, имеющиеся в распоряжении следователя для дальнейшей работы по использованию исходной информации в этих условиях; 4) позиция подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, а также результаты их противодействия установлению истины в начале расследования и потенциальной возможности противодействия; 5) иные факторы, препятствующие или способствующие успешному решению криминалистических задач (например, утрата обнаруженных при осмотре вещественных доказательств, явка с повинной преступника и др.) [4].

При расследовании уголовного дела о налоговом преступлении, следователь должен учитывать все указанные выше элементы, чтобы иметь возможность выдвинуть версии, спланировать расследование и определить круг неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, что будет являться важным условием для полного, объективного, всестороннего расследования уголовного дела.

Мы согласны с Л.Я. Драпкиным в том, что на основании непосредственного исследования следственной ситуации, сложившейся и отраженной в сознании следователя, составляются планы дальнейшего производства по делу, выдвигаются версии, разрабатываются тактические приемы и операции, принимаются и реализуются процессуальные, информационные, тактические и организационные решения [5].

Методика разрешения исходных следственных ситуаций разрабатывается на основе комплексного подхода, при котором определяющее значение имеет система следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Указанная система характеризуется взаимообусловленностью и неразрывным единством всех действий, направленных на разрешение исходной следственной ситуации.

В этой связи отметим, что мы согласны с А.Г. Филипповым и А.Я. Целищевым, которые считают, что для каждой типичной следственной ситуации должен разрабатываться типичный комплекс действий [6].

По справедливому мнению И.М. Лузгина, исходная следственная ситуация может считаться разрешенной, если одновременно: 1) установлен хотя бы вероятный характер события, то есть построена версия о нем; 2) зафиксирована с достоверной полнотой и точностью обстановка события;3) установлен потерпевший, а по делам об имущественных преступлениях - предмет преступного посягательства и его основные признаки; 4) задержан подозреваемый или получены доказательства, указывающие на его личность; 5) определены дальнейшие перспективы расследования [7].

Формирование любой исходной следственной ситуации включает в себя некоторые этапы (получение и уточнение информации, принятие решений о содержании и последовательности следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, составление плана их реализации и т.д.).

Необходимо отметить, что формирование и разрешение следственной ситуации во многом зависит от правильно и умело организованной и проведенной предварительной проверки, целью которой является решение вопроса о наличии или отсутствии события преступления изучаемого вида, а также установления обстоятельств его совершения. Именно на данном этапе оперативные сотрудники и следователи имеют возможность получить определенную информацию об имевшем место налоговом преступлении.

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что в 50 % случаев в ходе предварительной проверки материалов о преступлениях изучаемого вида была установлена информация об уклонении гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной.

Чаще всего в ходе предварительной проверки материалов о преступлениях указанного вида важная для дела информация была получена в результате проведения следующих мероприятий: исследования документов; опросов; получения актов (ревизий) документальных (налоговых) проверок; обследования помещений; получения справок специалистов.

Анализ 222 уголовных дел о фактах налоговых преступлений свидетельствует о том, что большая их доля (53,2%) относится к очевидным исходным ситуациям, так как сведения о самом факте преступления и лице, его совершившем, как правило, получены еще до возбуждения уголовного дела (например, из акта документальной налоговой проверки или рапорта оперативного сотрудника). Изучение дел дает нам возможность выделить два вида типичных исходных следственных ситуаций, которые складываются на начальном этапе расследования дел обозначенной категории.

Из материалов документальных налоговых проверок и ревизий получена информация о совершенном или готовящемся преступлении. Преступник известен, имеется достаточная для возбуждения дела информация о преступлении (53,2 %, 118 уголовных дел). Так, в одно из управлений внутренних дел г. Москвы поступили материалы документальной налоговой проверки деятельности крупной торговой компании столицы, в которых содержалась информация о совершенном налоговом преступлении.

Получив указанные материалы, следователь совместно с оперативными сотрудниками запланировал проведение предварительной проверки имеющихся фактов. В ходе опросов, наведения справок, исследования финансово-хозяйственных, отчетных документов, обследования помещений бухгалтерии и кабинета руководителя указанной компании, а также назначения и проведения документальной налоговой проверки и получения справок специалистов в области бухгалтерского учета и аудита установили явные признаки того, что К., являясь главным бухгалтером обозначенной торговой компании, имея целью уклонение от уплаты налогов, вступила в предварительный преступный сговор с Е. – генеральным директором этой компании. После чего обе внесли в налоговые декларации заведомо ложные сведения об объектах налогообложения, что привело к неуплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль на сумму около двух миллионов рублей [8], что подтверждалось актом налоговой проверки и прилагаемыми к нему документами (бухгалтерскими отчетами, балансовыми счетами, документами аналитического учета и т.д.).

В указанном случае информация о совершенном деянии была получена из материалов документальной налоговой проверки, важные для возбуждения дела обстоятельства – признаки преступления, данные о лицах, его совершивших, с определенной степенью достоверности установлены, что помогло следователю и оперативным сотрудникам правильно оценить сложившуюся исходную ситуацию, возбудить уголовное дело, а в ходе расследования изобличить преступниц.

В данной ситуации основанием для составления плана первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий являются, прежде всего материалы документальной налоговой проверки и ревизии, так как они содержат наиболее подробную на этом этапе информацию о лицах, готовящих или совершивших преступление изучаемого вида.

Отметим, что как на любом этапе расследования уголовного дела о налоговом преступлении, так и в ходе предварительной проверки следователю необходимо чаще использовать помощь специалистов. Практика свидетельствует, что первоначальные следственные действия проводились с участием специалиста только в 38, 3 % изученных дел (в том числе эксперта-криминалиста - (2,7%) и специалиста-ревизора - (35, 6 %).

Мы убеждены, что помощь специалистов в области бухгалтерского и налогового учета должна использоваться на протяжении всего расследования по каждому уголовному делу о налоговом преступлении. Без помощи таких специалистов качественно провести расследование преступлений обозначенной категории невозможно.

При планировании важно предусмотреть научно-техническое и организационно-методическое обеспечение эффективности намеченных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. С этой целью в плане должны быть не просто перечислены научно-технические средства и тактические приемы, но обязательно обозначены меры по организации их применения. Проведенное нами исследование показывает, что на первоначальном этапе расследования технические средства применялись только в 23% изученных дел.

Для разрешения рассматриваемой исходной следственной ситуации целесообразно запланировать, а в последующем провести: консультации со специалистами; осмотр помещений; обыск по месту работы, жительства или отдыха, в автомобилях и др., а также личный обыск лиц, причастных, например, к сокрытию объектов налогообложения; выемку документов и магнитных носителей компьютерной информации (по месту работы или жительства); допрос руководителя, главного бухгалтера, бухгалтера (с предъявлением указанным лицам тех или иных документов, содержащих сведения о их причастности к совершенному налоговому преступлению) и других лиц организации-налогоплательщика, которые могут располагать сведениями о сокрытии объектов налогообложения; допрос руководителей и других осведомленных лиц из организаций-контрагентов плательщика; допрос налогового инспектора и других участников документальной налоговой проверки или ревизии; допрос подозреваемого; при необходимости - очную ставку между лицами, в чьих показаниях имеются существенные противоречия; назначить аудиторскую проверку, если она не была проведена ранее; ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя; назначить экспертизы (судебно-бухгалтерскую, судебно-экономическую, криминалистическую экспертизу документов, экспертизу компьютерных программ).

Рассмотрим вторую исходную следственную ситуацию.

Сведения о совершенном или готовящемся налоговом преступлении получены из оперативно-розыскных материалов. Преступник известен, информация о преступлении минимальна или явно недостаточна для возбуждения уголовного дела (39, 6 %, 88 уголовных дел).

Так, следователю одного из управлений внутренних дел столицы поступил рапорт оперативного сотрудника, в котором содержались сведения о якобы совершенном налоговом преступлении в ЗАО «Фильтр Комплект», а также все учредительные документы указанного акционерного общества. Материалов, подтверждающих факт наличия или отсутствия признаков состава преступления, к рапорту не прилагалось.

В данной ситуации, при наличии дефицита исходной информации, следователь запланировал и провел опросы руководителей и сотрудников ЗАО «Фильтр Комплект», сотрудников ИФНС, изъятие, анализ и оценку документов, обследование помещений, назначил документальную налоговую проверку.

Оценив сложившуюся ситуацию, следователь смог правильно спланировать и реализовать свои действия, в результате чего, совместно с оперативными сотрудниками выяснил, что руководство ЗАО «Фильтр Комплект» действительно уклонилось от уплаты налога на добавленную стоимость путем внесения в налоговые декларации заведомо ложных сведений об объектах налогообложения, а именно прибыли со всех видов осуществляемой деятельности. Сумма неуплаченных налогов составила почти четыре миллиона рублей.

В результате проведенных оперативно-розыскных и организационных мероприятий следователь смог дополнить имеющуюся информацию сведениями о важных обстоятельствах, выступающих в качестве оснований для возбуждения уголовного дела и одновременно создающих базу для развернутого планирования первоначального этапа расследования по этому делу. Учитывая исходные данные, он определил круг и порядок проведения первоочередных следственных действий и возбудил дело [9].

Следователю после ознакомления с материалами, полученными от оперативных сотрудников, целесообразно составить план расследования уголовного дела о налоговом преступлении (а иногда и отдельный совместный план проведения тех или иных следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий), в котором должно быть предусмотрено: осуществление бесед с осведомленными лицами; консультации со специалистами (возможно привлечение их к участию в тех или иных оперативно-розыскных мероприятиях); проведение контрольных закупок; получение образцов для будущего сравнительного исследования; запросы в налоговые инспекции о предоставлении материалов документальных налоговых проверок; производство выемки документов по месту работы, жительства, отдыха руководителя, главного бухгалтера, бухгалтера предприятия и других лиц, у которых может находиться интересующая следствие информация; обыск у обозначенных выше лиц – при наличии данных, что информация скрывается; назначение экспертиз (судебно-бухгалтерской, судебно-экономической, криминалистической экспертизы документов, экспертизы компьютерных программ); задержание подозреваемых; допрос подозреваемых; решение вопроса об избрании для них меры пресечения.

Проведенное нами исследование показало, что наиболее часто использовавшимися следственными действиями, направленными на раскрытие и расследование налоговых преступлений на первоначальном этапе явились: осмотр документов; выемка документов; допрос свидетелей об известных им фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела; допрос подозреваемого.

Практика свидетельствует, что субъектами проведения обозначены выше первоначальных следственных действий в 77 % изученных уголовных дел являлись следователи подразделений СК при МВД, ГУВД, УВД, в остальных 23 % - оперативные сотрудники или следователи СК при прокуратуре.

Отметим, что при любой из рассмотренных выше исходных следственных ситуаций, ход дальнейшего расследования уголовного дела о налоговом преступлении во многом зависит от результатов выемки документов и последующего их первичного осмотра и анализа. Исходя из полученных в результате таких действий сведений, следователь определяет круг дальнейших следственных действий, их содержание и очередность проведения.

По изученным нами уголовным делам выемка документов, подтверждающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, в ИМНС или других организациях производилась в 83,3% изученных дел.

Подводя итог, следует отметить, что для типичных следственных ситуаций, складывающихся по делам о налоговых преступлениях на первоначальном этапе расследования, характерна сравнительная определенность исходной информации, на основе которой формируются эти ситуации. Независимо от источника информации на первоначальном этапе расследования уголовных дел изучаемой категории в том или ином объеме всегда содержатся сведения о событии преступления, способе его совершения, месте, времени, обстановке, преступнике, предмете преступного посягательства. Указанная информация вытекает из особенностей данных преступлений. Поэтому для их расследования является нетипичной существенная информационная неопределенность первого этапа расследования. Обозначенный факт позволяет уже с первоначального этапа расследования налоговых преступлений вполне конкретно и определенно спланировать следственную работу, выделить ее основные направления, задачи, версии, пути и средства их проверки, а также собирание всех достаточных доказательств по делу.

1. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 3. - М: Юристъ, 1997. С. 135.

2. Лавров В.П. Исходные следственные ситуации как объект кафедрального исследования. // Исходные следственные ситуации и криминалистические методы их разрешения: Сб. науч. тр. - М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1991. С.6; Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. С. 23; Лузгин И.М. Планирование расследования. - М., 1962. С. 16.

3. Изучались 222 уголовных дел о налоговых преступлениях, расследованных следователями подразделений Следственного комитета при МВД России в г.Москве, Белгородской, Воронежской, Пензенской областях, Республике Бурятия и рассмотренных судами обозначенных выше областей, а также судами г. Москвы и Республики Бурятия в 2003-2007 годах.

4. Лавров В.П. Исходные следственные ситуации как объект кафедрального исследования. // Исходные следственные ситуации и криминалистические методы их разрешения: Сб науч. тр.-М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1991. С.6.

5. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. С. 23. См.также: Копылов И.Л., Резван А.П., Косарев В.Н. Криминалистические версии и планирование расследования. - Волгоград: ВЮИ МВД РФ, 2000; Александров И.В. Основы налоговых расследований. - СПб: Изд-во Юридический центр Пресс, 2003.

6. Филиппов А.Г., Целищев А.Я. Узловые проблемы методики расследования преступлений // Советское государство и право. № 8. М., 1982. С. 70; Мадатов Я.Г. Налоговые расследования. - Краснодар: Изд-во НЭЦПО Краснодарского края, 2005. 183 с.

7. Дубровицкая Л.П., Лузгин ИМ. Планирование расследования. - М., 1973. С. 16.

8. Уголовное дело № 244033, 4 отдел СЧ СУ при УВД по САО г.Москвы

9. Уголовное дело № 219252, 4 отдел СЧ СУ при УВД СВАО г. Москвы.

Елена СКОРОДЕЛОВА, старший преподаватель Академии экономической безопасности МВД России



Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских