В начало » ПРАВО » Правоприменительная практика » Планирование расследования преступлений как метод организации расследования налоговых преступлений и один из элементов обеспечения его эффективности


Планирование расследования преступлений как метод организации расследования налоговых преступлений и один из элементов обеспечения его эффективности

Расследование уголовных дел об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ), об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с  организаций (ст. 199 УК РФ), неисполнении обязанностей налогового агента (ст. 199-1 УК РФ), сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно  производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199-2 УК РФ) (1) - сложный и  трудоемкий процесс.



Следователь, занимающийся расследованием уголовных дел о преступлениях обозначенной категории, обязан в установленный законом срок провести большое количество следственных и иных процессуальных действий, направленных на установление  лица (лиц), совершившего (их) налоговое преступление; обеспечить собирание и исследование необходимых доказательств,  возмещение причиненного материального ущерба, принять соответствующие меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений изучаемого вида и легализации преступных доходов, а также выполнить ряд других мероприятий.


Очевидно, что без четкой организации работы следователя, без координации усилий сотрудников различных служб и подразделений, без целенаправленного и целеустремленного планирования эффективно решить указанные выше задачи не представляется  возможным.


В рамках уголовного судопроизводства планирование является необходимой предпосылкой осуществления качественного расследования уголовных  дел о налоговых преступлениях в возможно короткий срок с наименьшими затратами сил и средств. 


Как справедливо отмечает И.М. Лузгин, «необходимость быстрого, полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела обязывает тщательно продумывать порядок расследования, правильно определить направление его проведения, возможности использования всех средств и методов обнаружения и исследования судебных доказательств» (2).


Практика показывает, что преступления  быстро и полно раскрываются в том случае, если с самого начала было избрано правильное направление их расследования, основанное на всестороннем анализе и оценке имеющейся и вновь поступающей информации, а также  выдвижении  версий о подлежащих установлению обстоятельствах преступления.


Круг таких обстоятельств определяется общим предметом доказывания, содержащимся в ст. 73 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации, материально-правовым содержанием и криминалистической характеристикой преступлений конкретного вида (в нашем случае, налоговых). «Выбор направлений расследования осуществляется в соответствии с задачами отдельных эпизодов расследования и характером возникающих следственных ситуаций»(3).


Отметим, что организация процесса расследования – это, прежде всего, определение структуры комплекса следственных и иных действий, которую в каждом конкретном случае следователь создает самостоятельно. Именно этот «процесс создания структуры расследования преступлений и является его организацией» (4).


В развернутом виде структура организации конкретного  акта расследования, которую можно применить и к уголовным делам о налоговых преступлениях, выглядит следующим образом:


- организация получения исходной информации и возбуждение уголовного дела;


- определение целей расследования; определение предмета расследования и конкретизации предмета доказывания;


-  определение сил и средств для достижения целей расследования;


- составление плана расследования;


- создание оптимальных условий для следственных и иных действий;


- мобилизация  участников расследования для качественного выполнения ими своих функций;


- организация следственных действий и тактических операций;


- координация действий участников расследования;


- принятие решений организационного характера;


- контроль за содержанием, своевременностью, активностью и результативностью  действий всех участников расследования; учет действий участников;


- организация завершающего этапа расследования (5).


Как видно из представленного перечня, планирование расследования является одним из элементов его организации, обеспечивающих эффективность указанного процесса. 


Соглашаясь с А.В. Дуловым, отметим, что «организовать расследование – это, прежде всего, определить его цели…путем сложной мыслительной деятельности, руководствуясь положениями уголовно-процессуального закона, следователь формулирует цели и создает мысленную модель предстоящего расследования»(6). 


Целеобразование несколько предшествует планированию, как процессу выбора сил и средств для достижения целей, хотя практически неотделимо от него. В ходе целеобразования происходит определение и конкретизация обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу о налоговом преступлении. 


На начальном этапе расследования уголовных дел обозначенной категории следователь, как правило, находится в состоянии информационного голода и неопределенности. Знание типичных источников доказательств по делам о налоговых преступлениях (например, документы финансовой отчетности, налоговые декларации, баланс предприятия, приложение к балансу предприятия, журналы-ордера и пр.) помогает следователю определить пути их получения, а определение цели может служить одним из оснований для построения следственной версии, которая конкретизирует цель и вызывает необходимость и целесообразность совершения определенных следственных и процессуальных действий.


Планирование же, как один из элементов организации расследования, заключается в определении путей, средств, способов достижения сформулированных в процессе целеобразования целей, и является организующим началом, организационной основой расследования уголовных дел о налоговых преступлениях. «Целеобразование и планирование – это образующее начало расследования» (7).


В криминалистической литературе понятию, сущности, содержанию и функциональному назначению планирования всегда уделялось огромное внимание. Длительное время среди ученых-криминалистов не было единого мнения по поводу понятия и сущности планирования.


Так, А.Н. Васильев определял планирование как «универсальный тактический прием, применяемый в организации как всего расследования по делу, так и в производстве отдельного следственного действия» (8).


Мнение А.Н. Васильева представляется достаточно спорным, так как, на наш взгляд, употребление термина «тактический прием» недопустимо к планированию как методу организации расследования. Ни один тактический прием не может носить такого универсального и обязательного характера, охватывая при этом процесс расследования уголовного дела в целом.


Л.Я. Драпкин называл планированием «процесс моделирования будущей деятельности, формирующий оптимальные способы достижения намеченных целей с помощью рационального распределения средств, сил и времени» (9).


Л.П. Дубровицкая понимала под планированием «сложный мыслительный процесс по определению задач следствия, по определению путей и способов их решения» (10).


Р.С. Белкин  писал о том, что  планирование – это метод организации расследования, его организующее начало и основа. Организующая функция планирования заключается в том, что, благодаря ему, следователь ставит перед собой конкретные задачи, определяет пути и способы их решения, последовательность выполнения необходимых действий, порядок расстановки имеющихся сил и средств, то есть организует работу по расследованию и раскрытию преступлений (11).  


Уважая мнения всех указанных выше авторов, позволим себе присоединиться к последнему, поскольку оно наиболее точно и полно отражает сущность и функциональное значение планирования, а остальные определения лишь дополняют его.


Сущность планирования состоит в том, что следователь, проделывая определенную мыслительную работу, анализируя имеющиеся сведения об обстоятельствах расследуемого налогового преступления, учитывая свои возможности, а также наличие имеющихся сил и средств, оценивает сложившуюся на данный момент времени следственную ситуацию, и на этой основе:


- определяет пути раскрытия преступления;


- намечает обстоятельства, подлежащие выяснению;


- устанавливает наилучшую очередность проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;


- определяет сроки и конкретных исполнителей (12).


Таким образом, целями планирования являются определение направлений деятельности следователя и конкретного содержания его работы по расследованию преступления на всех его этапах; обеспечение полноты, объективности, всесторонности, быстроты расследования и эффективности применения  средств и приемов работы с доказательствами.


Следует отметить, что планирование нельзя отождествлять с процессом составления письменного плана, который является чисто техническим действием. Планирование – это «напряженная умственная деятельность следователя, подчиненная указанным выше целям и начинающаяся еще при решении вопроса о возбуждении уголовного дела и продолжающаяся вплоть до завершения расследования» (13).


Таким образом, план является результатом планирования, в котором формулируются  принятое следователем решение о направлении расследования, порядке и сроках проведения следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятиях.


Позволим  себе отметить, что исследование сущности планирования, а также его конечного результата – плана,  целесообразнее всего осуществлять  при помощи анализа динамической структуры этого процесса, которая состоит из нескольких последовательных этапов.


В криминалистической литературе предлагается несколько вариантов классификации этапов планирования расследования преступлений.


Так, например, Л.Я. Драпкин выделяет девять этапов:


«Первый этап…заключается в определении непосредственных целей расследования, в уточнении целей более общего уровня, сформулированных в процессе построения версий и выведения из них логических следствий.


Второй этап заключается в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, то есть тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий.


Третий этап состоит в выявлении вневерсионных вопросов и обстоятельств, которые, не являясь логическими следствиями версий, подлежат обязательному установлению.


Четвертый этап состоит в определении и учете средств, находящихся в распоряжении следователя.


Пятый этап - постановка задачи. 


Шестой этап заключается в разработке, анализе и оценке вариантов возможных моделей процессуальных, оперативно-розыскных и других действий, направленных на подтверждение или опровержение логических следствий и установление вневерсионных обстоятельств.


Седьмой этап состоит в определении наиболее оптимальной очередности ранее намеченных действий и мероприятий.


Восьмой этап заключается в определении, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерной продолжительности намеченных действий.


Девятый этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения вневерсионных и общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу» (14).


Уважая мнение Л.Я. Драпкина, отметим, что, на наш взгляд, вышеуказанный перечень, оставаясь правильным по сути,  является слишком широким и дробным по содержанию. Такая градация представляется нам излишней.


Более лаконичными и емкими являются классификации этапов планирования расследования, предложенные такими учеными-криминалистами, как  И.М. Лузгин, И.А. Копылов, А.П. Резван, В.Н. Косарев.


Так, например, И.М. Лузгин включал в процесс планирования расследования следующие элементы:


1)  определение задач расследования;


2) построение версий и принятие решения о направлении расследования;


3) выведение следствий и постановку вопросов, которые требуют решения для проверки каждой версии;


4) определение способов и сроков проверки версий (15).


И.А. Копылов, А.П. Резван, В.Н. Косарев предлагают следующие этапы планирования расследования преступлений:


1) анализ исходной информации;


2) определение задач расследования и выдвижение версий;


3) определение путей и способов решения поставленных задач;


4) составление письменного плана и иной вспомогательной документации;


5) контроль исполнения и корректировка плана расследования (16).


Заметим, что последняя из предложенных классификаций нам представляется более логичной и завершенной, а потому, и более  приемлемой. Именно ее мы будем использовать в целях исследования вопроса  о  планировании расследования налоговых преступлений. Рассмотрим каждый из указанных в последней классификации этапов применительно к планированию расследования преступлений изучаемого вида.


Анализ исходной информации. Как показало проведенное нами исследование 222 уголовных дел о фактах налоговых преступлений, поводом для их возбуждения чаще всего является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из материалов документальных налоговых проверок и ревизий – 53, 2 % (118 дел), реже – из рапортов  оперативных сотрудников – 39, 6 % (88 дел); а основанием ( более чем в половине случаев) -  наличие достаточных данных, указывающих на признаки того или иного налогового налогового преступления – 54, 9 % (122 дела).


Заметим, что особенностью  изучаемого вида преступлений является наличие уже на начальном этапе расследования информации о способе их совершения, которая содержится в большинстве случаев акте  документальной налоговой проверки.


В ходе планирования расследования налогового преступления, при производстве анализа и общей оценки информации, следователю необходимо выяснить:


- об уклонении от уплаты какого налога (налогов) говорится в материале;


-  какой объект налогообложения был скрыт или занижен;


- как происходило сокрытие объекта налогообложения – искажались ли данные о доходах или расходах либо искажались ли данные о других объектах налогообложения;


- в каких конкретно бухгалтерских документах были искажены эти данные;


- круг лиц, причастных к их искажению;


- способ искажения данных о доходах или расходах, либо сокрытия других объектов налогообложения;


- все ли бухгалтерские документы, подтверждающие факты уклонения от уплаты налогов, приложены;


- есть ли в исходных материалах какие-либо данные об умышленном сокрытии объектов налогообложения;


- как объясняют руководитель, главный бухгалтер и другие работники организации факты этих искажений;


- какие возражения по выводам налогового инспектора они представили (17).


Следственная практика свидетельствует о том, что определенную информацию обо всех этих вопросах возможно получить путем анализа и оценки акта документальной налоговой проверки.


Информация, полученная следователем в ходе тщательных анализа и оценки акта документальной налоговой проверки, имеет очень важное значение для последующего этапа постановки задач и выдвижения версий.


Определение задач расследования и выдвижение версий.


Проведя анализ исходной информации, следователь получает важные данные об организации – налогоплательщике (или о физическом лице, уклоняющемся от уплаты налогов), ее руководителе, характере и особенностях хозяйственных операций и связей, о так называемой «крыше» (18), о выявленных фактах сокрытия объектов налогообложения и другие.


Далее на этой основе следователь выстраивает перечень задач (общих и частных), которые предстоит решить в процессе расследования уголовного дела, а также, в последующем, определяет пути и  средства их решения, что, в конечном итоге, необходимо  для составления плана расследования уголовного дела о налоговом преступлении.     


Общими задачами  расследования преступлений изучаемой категории является, например, выяснение способов уклонения от уплаты налогов, определение размера сокрытых налогов, установление умысла на совершение преступления, выявление конкретных лиц, причастных к составлению документов, обеспечивающих сокрытие объектов налогообложения и другие.  


Частными задачами расследования, нацеленными на решение задач более высокого уровня – общих,  являются, например: «обеспечение сохранности недостающих документов и так называемых документов прикрытия, составленных для временного оформления фактически бездокументальных операций, сохранности информации, находящейся на компьютерных носителях, обеспечение возмещения ущерба при заявленном гражданском иске» (19)  и ряд других.


На данном этапе планирования расследования налоговых преступлений следователь, наряду с определением общих и частных задач расследования, выдвигает и проверяет версии. В ходе этого процесса, целесообразно учитывать типовые версии, а в развитии каждой из них, выдвигать общие и частные, которые всегда основаны на конкретных данных, собранных к этому моменту расследования уголовного дела изучаемой категории.


Например, при типовой версии о сокрытии налогооблагаемой прибыли путем занижения выручки, частными версиями, которые касаются способа совершения налогового преступления и его субъектов, могут быть:


- выручка (доход) занижалась путем внесения искаженных данных в учетно-отчетную документацию;


- наиболее вероятными субъектами указанных действий явились руководитель предприятия и (или) главный бухгалтер (бухгалтер);


- сведения о выручке (доходе) искажались путем занижения количества приобретенных товаров (услуг), путем оплаты товарами (бартер);


-  для реализации товаров были открыты неучтенные торговые точки;


- в первичные, учетно-отчетные документы были внесены фиктивные данные (имеются признаки подлога).


Отметим, что, наряду с вышеуказанными, необходимо выдвигать и версии о личности субъектов изучаемой категории преступлений, их действиях, связях и т.д.После построения общих и частных версий следователю целесообразно  составить план, в котором конкретно определить характер и очередность выполняемых действий. Это особенно важно для отработки частных версий.


Считаем необходимым отметить, что версиям нельзя придавать абсолютного характера и считать их при этом главным методом решения поставленных следственных задач. Как справедливо считает В.П. Лавров, «версии – это один из элементов в сложном комплексе интеллектуальных операций, направленных на разрешение исходной следственной ситуации, и версия в этом комплексе отнюдь не вправе претендовать на исключительную роль».


Именно поэтому после определения задач расследования и завершения разработки каждой из построенных версий начинается процесс планирования их проверки.


Определение путей и способов решения поставленных задач. В ходе этого этапа следователь, на основе выдвинутых версий и определившихся направлений расследования, разрабатывает порядок и последовательность проведения конкретных организационных, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.


При этом, учитывая имеющиеся возможности и создавшуюся следственную ситуацию. Следователь определяет, когда, где, в какие даты и часы должно быть проведено то или иное организационное, оперативно-розыскное мероприятие или следственное действие, кто конкретно будет его готовить или выполнять, а также каково должно быть их содержание (с учетом поставленных задач).


Анализ следственной практики позволил нам сделать вывод о том, что на первоначальном этапе расследования налоговых преступлений, наиболее часто планируемыми и используемыми явились:


- оперативно-розыскные мероприятия -  исследование документов; опросы;  получение актов (ревизий) документальных (налоговых) проверок;  наведение справок;  обследование помещений; получение справок специалистов (иные виды ОРМ используются гораздо реже);


- следственные действия – осмотр документов; выемка документов;  допрос свидетелей, иных лиц об известных фактах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела; допрос подозреваемого.


Отметим, что при определении последовательности организационных, оперативно-розыскных мероприятий  и следственных действий, которые планирует провести следователь, необходимо учитывать следующее:


1) в первую очередь должны проводиться мероприятия, промедление в производстве которых может вызвать утрату доказательств, либо направленные на предупреждение и пресечение преступления;


2) предпочтение должно отдаваться тем следственным действиям и иным мероприятиям, которые, хотя, и не носят неотложного характера, но проведение которых может дать информацию для разрешения нескольких задач или проверки  нескольких версий;


3) первоначально должны намечаться те следственные действия и иные мероприятия, которые занимают длительное время как по их производству, так и по подготовке;


4) нельзя откладывать производство следственных действий, промедление в проведении которых может затруднить в дальнейшем получение и сбор доказательств;


5) при планировании следственных действий и их последовательности необходимо иметь ввиду, что в процессе их проведения следователь не только получает информацию, но неизбежно происходит и ее утечка, разглашение тех или иных данных. Поэтому нужно учитывать не только положительное значение, но и тот вред, который может наступить при несвоевременном проведении тех или иных действий: возможность сговора, подготовки свидетелей, уничтожения следов и вещественных доказательств и т.д. (20)


После  завершения вышеперечисленных действий, следователь приступает к составлению письменного плана расследования налогового преступления.


Составление письменного плана и иной вспомогательной документации.  На этом этапе выработанная следователем программа переносится в письменный план, по которому проводится дальнейшее расследование уголовного дела изучаемой категории.


Письменный план фиксирует все организационные, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, определенные следователем, и служит базой для последующего планирования расследования. Отметим, что в ходе выполнения составленного плана, следователь не прекращает деятельности по планированию. Как справедливо отмечал А.М. Ларин, «планирование основывается на всестороннем учете фактических данных, которые в ходе расследования неуклонно пополняются, уточняются, переосмысливаются. Соответственно пополняется, корректируется, изменяется и план. Поэтому процесс планирования…непрерывен» (21).


В зависимости от характера, сложности и объема уголовного дела о налоговом преступлении планы могут составляться по делу в целом, по отдельным его эпизодам и т.п. Отметим, что независимо от обозначенных выше характеристик план расследования всегда должен быть письменным.


Наличие письменного плана помогает следователю более эффективно использовать свое рабочее время, анализировать ритм работы, складывающиеся ситуации с позиции соблюдения процессуальных сроков, предостерегает от пересечения запланированных мероприятий и следственных действий, позволяет на более высоком уровне организовать взаимодействие с сотрудниками различных подразделений, а также постоянно совершенствовать организацию своей работы.


Содержание плана расследования, которое обеспечивает целенаправленность и целеустремленность планирования, сводится к наличию следующих обязательных граф: краткая исходная информация по делу о налоговом преступлении; выдвинутые версии на данном этапе расследования;    поставленные задачи, требующие решения по каждой из выдвинутых версий или по нескольким версиям одновременно; средства решения указанных задач, их цели; время выполнения намеченных организационных, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий (даты и часы); фамилия, должность, звание исполнителя; отметка об исполнении.


При расследовании сложного, многоэпизодного уголовного дела о налоговом преступлении, кроме плана, возможно составление вспомогательной документации на электронных и бумажных носителях. Это могут быть различные схемы, карточки или листы на каждого обвиняемого, картотеки на лиц, проходящих по делу в качестве свидетелей и т.д.


Указанная вспомогательная документация помогает следователю составить план расследования, способствует обобщению, систематизации доказательств, их исследованию и оценке.


Контроль исполнения и корректировка плана расследования. На данном этапе следователь не только собирает доказательства по уголовному делу о налоговом преступлении, оценивает и систематизирует их, но и тщательно контролирует проведение запланированных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Кроме этого, оцениваются выдвинутые версии, вносятся необходимые коррективы, которые в процессе планирования являются неизбежными.


Соглашаясь с В.И. Рохлиным, отметим, что следователь, «действуя на основе сказанного ранее…должен обеспечить своевременность планирования, динамично развивая…с учетом поступающей информации, внося необходимые коррективы, уточняя на базе дополнительных сведений модель события как в целом, так и по отдельным фактам, элементам события, определяя, какие доказательства и следы могут быть, где их искать» (22).


Важной задачей планирования на данном этапе является координация действий следователя по выполнению отдельных пунктов плана, конкретизация заданий каждому исполнителю. Обеспечивая контроль, следователь одновременно концентрирует собранные уже сведения и анализирует их.


Обобщая вышеизложенное, отметим, что планирование как метод организации расследования является один из элементов обеспечения его эффективности. Только умело проведенное планирование расследования по уголовному делу о налоговом преступлении представляет собой важнейшее условие установления объективной истины по делу.


Изучаемый процесс необходимо начинать сразу же после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела обозначенной категории, а если проводилась предварительная проверка, то и до возбуждения, базируясь на ее материалах.


Только в результате квалифицированно проведенного планирования, а также продуманной организации труда можно рационально   распределить рабочее время, быстро и качественно провести первоначальный этап расследования.


Примечания


1.Здесь и далее с целью упрощения изложения будем именовать обозначенные виды преступления налоговыми преступлениями.


2. Лузгин И.М. Планирование расследования. – М., 1962. С. 3-4


3. Донцов П.В., Бирюков П.Н. Расследование налоговых преступлений с «иностранным элементом»: правовые и криминалистические аспекты. – Воронеж, 2003. С. 66-67


4. Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты / Отв.ред. Ю.Н. Лукин, Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1989. С. 34.


5. Там же.  С. 42-43.


6. Дулов А.В. Основы расследования преступлений, совершенных  должностными лицами. – Минск: Белорус. ун-т., 1985. С. 34.


7. Зеленский В.Д. Указ. соч.  С. 44.


8. Васильев А.Н. Следственная тактика. – М.: «Юридическая литература», 1976. С. 143.


9. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987. С. 157.


10. Дубровицкая Л.П., Лузгин И.М. Планирование расследования. – М., 1973. С. 3


11. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. – М., 1987. С. 37.


12. Копылов И.А., Резван А.П., Косарев В.Н. Криминалистические версии и планирование расследования: Лекция. – Волгоград: ВЮИ МВД России, 2000. С. 17.


13. Там же, С. 16.


14. Драпкин Л.Я. Указ. соч. С. 152-155


15. Лузгин И.М. Указ. соч. С. 5-6.


16. Копылов И.А., Резван А.П., Косарев В.Н. Указ. соч. С. 20.


17. Сологуб Н.М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. –  М.: ИНФРА-М, 1998. С. 61.


18. Там же.


19. Там же.  С. 66.


20. Рохлин В.И. Планирование расследования: конспект  лекций. – Л.: Ин-т усов. следств. работников. 1980. С. 13-14.


21. Ларин А.М.  Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. – М., 1970. С. 58


22. Рохлин В.И. Указ соч. С.15


Елена СКОРОДЕЛОВА, старший преподаватель кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД России, подполковник милиции 


Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских