15 октября 1939 г. в системе «Абвер-2» (саботаж, диверсии, террор, восстания, разложение противника) было создано первое войсковое соединение, получившее кодовое название «Учебная строительная рота № 800 для особых поручений». В 1940 г. рота была преобразована в полк, а позже – в дивизию.
По месту дислокации командных центров соединение получило название «Бранденбург –800». Из состава полка комплектовались команды и отряды, которые забрасывались на территорию противника с диверсионными целями и организации повстанческого движения. Главные задачи «Бранденбурга» в условиях военных действий сводились к следующему: диверсии в тылу противника, глубокая разведка, уничтожение коммуникаций, захват мостов, аэродромов, бункеров, стратегических объектов любого уровня охраны, уничтожение узлов связи, ликвидация офицерского состава высокого ранга — ведущая к дезорганизации противника, террор против гражданского населения (зачастую в форме войск противника) для создания панических настроений и усиления хаоса, подрывы железнодорожных путей, уничтожение складов с амуницией, продовольствием, боеприпасами, добыча «языков» и т.д.
При действии в советском тылу личный состав соединения использовал форму советских войск и гражданскую одежду. В период войны подразделения «Бранденбург-800» использовались и в антипартизанских операциях.
В течение 1941 г. в составе «Брандепбург-800» помимо мелких групп было создано три особых батальона: украинские – «Нахтигаль», «Роланд» и «Бергманн» – из северо-кавказских народов. Первоначально личный состав батальонов комплектовался из эмигрантов, а позже – из советских военнопленных.
Батальон «Нахтигаль»
В марте 1941 г. для формирования «легиона им. Коновальца», названного позже «Нахтигаль» (нем. «соловей»), был создан мобилизационный отдел во главе с Н. Лебедем (руководитель) и А.Луцким (заместитель). В состав батальона набирались наиболее надежные и проверенные члены Организации украинских националистов (ОУН). Формированием непосредственно занимались Лебедь, Луцкий и Лопатинский.
Общий сбор мобилизованных состоялся в Кракове, после чего личный состав прошел разведывательно-диверсионную подготовку в школе абвер-2 в Бранденбурге и затем – в Нойхаммере (Силезия).
Весной 1941 г. батальон насчитывал 4 роты (около 1.000 человек) и возглавлялся с немецкой стороны: А. Герцнером и Т.Оберлендером, а со стороны ОУН – Р.Шухевичем и его заместителем В.Сидором.
18 июня 1941 г. «Нахтигаль» был переброшен к советской границе, в район местечка Радимно.
30 июня вместе с передовыми отрядами немецких частей батальон прибыл во Львов, где принял активное участие в «зачистках» города от советского партактива, евреев и поляков.
В дальнейшем батальон был использован в антипартизанских операциях в районах гг. Золочев, Тернополь, Сатанов, Винница. Позже, батальон был переброшен в Белоруссию, где, слившись с батальоном «Роланд» был преобразован в шуцманшафтбатальон – 201 под командованием майора Е. Побигущего. Капеланом части стал В. Дурбак.
Шуцманшафтбатальон – 201, в составе охранных частей и полиции под командованием генерала фон Бах-Зелевского принимал участие в антипартизанских операциях «Болотная лихорадка» в Витебской области, «Треугольник» – в Брянской, «Котбус» – в Минской и Вилейской областях Белоруссии. В сентябре 1942 г. в составе 15-го полицейского полка батальон принял участие в операции, в результате которой были полностью уничтожены села Борки. Заблоце, Борисовка, Кортелисы.
28 апреля 1943 г. губернатором Галиции бригаденфюрером СС Отто Вехтером было объявлено решение главнокомандования о создании «14-й гренадирен ваффен СС дивизион Галициен» (называлась также – 1-й Украинской дивизией Украинской национальной армии) под командованием бригаденфюрера СС Фрайтага.
Для укомплектования дивизии был использован личный состав шуцманшафтбатальона – 201, добровольцы, а также мобилизованное для этой цели местное население. Значительный процент командного состава дивизии составили бывшие офицеры «Украинской галицийской армии» (УГА). Майор Е. Побигущий (командир шуцманшафтбатальона – 201) был назначен на должность командира полка.
13 ноября 1943 г. солдаты дивизии были приведены к присяге и после военной подготовки переброшены на Восточный фронт, в район г. Броды, где в боях, в июле 1944 г. понесли значительные потери. Позже дивизия была переброшена в Словакию и Югославию на борьбу против партизан.
После капитуляции Германии остатки дивизии «Галичина» в течение 2-х лет содержались в итальянском лагере Римини, в зоне английских оккупационных войск. В мае 1947 г. большинство из военнослужащих дивизии эмигрировало в Англию.
Батальон «Бергманн».
Особый батальон «Бергманн» («Горец») был сформирован осенью 1941 г. под командованием Т. Оберлендера, в основном из военнопленных кавказской национальности. Личный состав батальона прошел специальную подготовку в военном лагере «Нойхаммер» (Силезия) и предназначался для выполнения охранной и полицейской службы в тылу немецкой армии, а также – для борьбы против партизан.
В сентябре 1942 – январе 1943 гг. батальон принимал участие в антипартизанских операциях на Северном Кавказе. Согласно советским источникам, при проведении акций особой жестокостью отличалось подразделение под командованием Бештокова.
20 июня 1941 г. начальником отдела спецопераций Абвер-2, генералом Э. Лахузеном, было подписано секретное распоряжение (Отдел иностранной разведки №53/41), в соответствии с которым предусматривалось создание под руководством рабочего штаба «Румыния» организации «Тамара» для подготовки восстания на территории Грузии. Организация «Тамара» (руководитель – обер-лейтенант Краммер (2-й отдел контрразведки, заместитель – фельдфебель доктор Хауфе) структурно состояла из двух агентурных групп. Первая группа в составе 16 человек «Тамара-I» под руководством унтер-офицера Э. Германна (учебный полк «Бранденбург» ЦБФ 800, 5-я рота) занималась саботажем, вторая, из 80 человек, была оперативной и возглавлялась собственном руководителем всей организации. Кадровым ядром «Тамары» являлись грузины-эмигранты из Франции.
В первых числах апреля 1942 г. спецподразделение было переброшено в Крым, в район горы Демерджи, между Симферополем и Алуштой, где проходили усиленную разведывательно-диверсионную и горно-стрелковую подготовку. Обучались тактике партизанских действий в горах. Особое внимание уделялось хождению по азимуту в ночных условиях.
В то же время, агентурная группа «Тамара-II» участвовала в боевых действиях в Крыму. Уже на момент окончательного формирования группы в Вене, когда уже началась операция «Барбаросса» ее фактическая численность составляла 130 человек. При этом, помимо эмигрантов, в роту входило около 30 человек германского кадрового персонала, в основном состоящего из опытных бойцов полка особого назначения «Бранденбург-800».
С зимы 1941-1942 годов отдельные подразделения группы приняли участие в боевых действиях на Восточном фронте. В декабре 1941 г., около двадцати входящих в группу «Тамара-II» добровольцев-эмигрантов было направлено в Крым, в Симферополь, для зачисления в дислоцированную в окрестностях города 6-ю роту второго батальона полка особого назначения «Бранденбург-800».
Руководство Абвера планировало использовать грузинских добровольцев для высадки в тылу советских войск в Севастополе, где к этому времени, находилось в окружении большое количество красноармейцев-грузин. Данному плану, однако, не суждено было осуществиться.
В марте-апреле 1942 г. добровольцы были переведены в Симферополе, а затем, в составе 6-й роты второго батальона полка «Бранденбург-800», направлены на Керченский фронт в с. Субаш, в район Старого Крыма. Спецподразделения задействовались исключительно на направлении будущего наступления и только для выполнения конкретной боевой задачи. В том числе, участвовали в боях за Севастополь и на Крымфронте (зимний штурм Севастополя, операции «Охота на дроф» и «Лов осетра»).
После выполнения поставленных перед ними боевых задач, добровольцы из организации «Тамара» осуществляли вербовку грузин-красноармейцев, в лагере военнопленных под Феодосией. В этом же месяце 120 вновь завербованных в составе 6-й роты «бранденбуржцев» выехали на отдых и пополнение в Вену, а оттуда – в окрестности г. Бранденбург для прохождения обучения.
20 ноября 1942 г. полк «Бранденбург» был переформирован в особый отряд «Бранденбург» (нем. Sonderverband Brandenburg), в составе пяти отрядов (каждый — из трёх батальонов). Командир — полковник Пауль Хелинг фон Ланценауер (умер по болезни 8 февраля 1943), затем — генерал-майор Александр фон Пфульштайн.
1 апреля 1943 г. особый отряд «Бранденбург» был переименован в дивизию «Бранденбург», в составе 5 полков (из них один — учебный). В тот же день дивизия «Бранденбург» была выведена из подчинения абверу (передана в подчинение Верховного командования сухопутных сил). С 10 апреля 1944 г. — дивизией командовал генерал-лейтенант Фридрих Кюльвайн.
15 сентября 1944 г. — переформирование в танково-гренадерскую дивизию «Бранденбург» (нем. Panzer-Grenadier-Division Brandenburg), в составе двух егерских полков, противотанкового батальона, батальона связи и запасного батальона. Дивизия была включена в состав 68-го армейского корпуса (в Хорватии). С февраля 1945 г. — в составе корпуса «Великая Германия» (на реке Одер). Весной 1945 года в состав дивизии добавили танковый полк, артиллерийский полк и разведбатальон. С 16 октября 1944 г. дивизией командовал генерал-майор Герман Шульте-Хойтхаус.
Таким образом, диверсионная группа, начинавшая некогда с батальона, увеличилась в несколько раз, размениваясь при этом на видимое ухудшение качества личного состава. Это было обусловлено убылью кадров, прошедших строгую выбраковку и обученных нужное количество времени по полной программе, и заменой их практически обычными военнослужащими, прошедших ускоренное обучение, либо не обученных вовсе. Как следствие, «Бранденбург» всё больше и больше использовался как элитное, но всё-таки «полевое» формирование против войск Красной Армии и союзников, а из навыков спецназа всё чаще и чаще применялись лишь знания взрывного дела для уничтожения мостов, зданий и вообще для проведения тактики «выжженной земли».
Александр ОКОРОКОВ, доктор исторических наук

При действии в советском тылу личный состав соединения использовал форму советских войск и гражданскую одежду. В период войны подразделения «Бранденбург-800» использовались и в антипартизанских операциях.
В течение 1941 г. в составе «Брандепбург-800» помимо мелких групп было создано три особых батальона: украинские – «Нахтигаль», «Роланд» и «Бергманн» – из северо-кавказских народов. Первоначально личный состав батальонов комплектовался из эмигрантов, а позже – из советских военнопленных.
Батальон «Нахтигаль»
В марте 1941 г. для формирования «легиона им. Коновальца», названного позже «Нахтигаль» (нем. «соловей»), был создан мобилизационный отдел во главе с Н. Лебедем (руководитель) и А.Луцким (заместитель). В состав батальона набирались наиболее надежные и проверенные члены Организации украинских националистов (ОУН). Формированием непосредственно занимались Лебедь, Луцкий и Лопатинский.
Общий сбор мобилизованных состоялся в Кракове, после чего личный состав прошел разведывательно-диверсионную подготовку в школе абвер-2 в Бранденбурге и затем – в Нойхаммере (Силезия).
Весной 1941 г. батальон насчитывал 4 роты (около 1.000 человек) и возглавлялся с немецкой стороны: А. Герцнером и Т.Оберлендером, а со стороны ОУН – Р.Шухевичем и его заместителем В.Сидором.
18 июня 1941 г. «Нахтигаль» был переброшен к советской границе, в район местечка Радимно.
30 июня вместе с передовыми отрядами немецких частей батальон прибыл во Львов, где принял активное участие в «зачистках» города от советского партактива, евреев и поляков.
В дальнейшем батальон был использован в антипартизанских операциях в районах гг. Золочев, Тернополь, Сатанов, Винница. Позже, батальон был переброшен в Белоруссию, где, слившись с батальоном «Роланд» был преобразован в шуцманшафтбатальон – 201 под командованием майора Е. Побигущего. Капеланом части стал В. Дурбак.
Шуцманшафтбатальон – 201, в составе охранных частей и полиции под командованием генерала фон Бах-Зелевского принимал участие в антипартизанских операциях «Болотная лихорадка» в Витебской области, «Треугольник» – в Брянской, «Котбус» – в Минской и Вилейской областях Белоруссии. В сентябре 1942 г. в составе 15-го полицейского полка батальон принял участие в операции, в результате которой были полностью уничтожены села Борки. Заблоце, Борисовка, Кортелисы.
28 апреля 1943 г. губернатором Галиции бригаденфюрером СС Отто Вехтером было объявлено решение главнокомандования о создании «14-й гренадирен ваффен СС дивизион Галициен» (называлась также – 1-й Украинской дивизией Украинской национальной армии) под командованием бригаденфюрера СС Фрайтага.
Для укомплектования дивизии был использован личный состав шуцманшафтбатальона – 201, добровольцы, а также мобилизованное для этой цели местное население. Значительный процент командного состава дивизии составили бывшие офицеры «Украинской галицийской армии» (УГА). Майор Е. Побигущий (командир шуцманшафтбатальона – 201) был назначен на должность командира полка.
13 ноября 1943 г. солдаты дивизии были приведены к присяге и после военной подготовки переброшены на Восточный фронт, в район г. Броды, где в боях, в июле 1944 г. понесли значительные потери. Позже дивизия была переброшена в Словакию и Югославию на борьбу против партизан.
После капитуляции Германии остатки дивизии «Галичина» в течение 2-х лет содержались в итальянском лагере Римини, в зоне английских оккупационных войск. В мае 1947 г. большинство из военнослужащих дивизии эмигрировало в Англию.
Батальон «Бергманн».
Особый батальон «Бергманн» («Горец») был сформирован осенью 1941 г. под командованием Т. Оберлендера, в основном из военнопленных кавказской национальности. Личный состав батальона прошел специальную подготовку в военном лагере «Нойхаммер» (Силезия) и предназначался для выполнения охранной и полицейской службы в тылу немецкой армии, а также – для борьбы против партизан.
В сентябре 1942 – январе 1943 гг. батальон принимал участие в антипартизанских операциях на Северном Кавказе. Согласно советским источникам, при проведении акций особой жестокостью отличалось подразделение под командованием Бештокова.
20 июня 1941 г. начальником отдела спецопераций Абвер-2, генералом Э. Лахузеном, было подписано секретное распоряжение (Отдел иностранной разведки №53/41), в соответствии с которым предусматривалось создание под руководством рабочего штаба «Румыния» организации «Тамара» для подготовки восстания на территории Грузии. Организация «Тамара» (руководитель – обер-лейтенант Краммер (2-й отдел контрразведки, заместитель – фельдфебель доктор Хауфе) структурно состояла из двух агентурных групп. Первая группа в составе 16 человек «Тамара-I» под руководством унтер-офицера Э. Германна (учебный полк «Бранденбург» ЦБФ 800, 5-я рота) занималась саботажем, вторая, из 80 человек, была оперативной и возглавлялась собственном руководителем всей организации. Кадровым ядром «Тамары» являлись грузины-эмигранты из Франции.
В первых числах апреля 1942 г. спецподразделение было переброшено в Крым, в район горы Демерджи, между Симферополем и Алуштой, где проходили усиленную разведывательно-диверсионную и горно-стрелковую подготовку. Обучались тактике партизанских действий в горах. Особое внимание уделялось хождению по азимуту в ночных условиях.
В то же время, агентурная группа «Тамара-II» участвовала в боевых действиях в Крыму. Уже на момент окончательного формирования группы в Вене, когда уже началась операция «Барбаросса» ее фактическая численность составляла 130 человек. При этом, помимо эмигрантов, в роту входило около 30 человек германского кадрового персонала, в основном состоящего из опытных бойцов полка особого назначения «Бранденбург-800».
С зимы 1941-1942 годов отдельные подразделения группы приняли участие в боевых действиях на Восточном фронте. В декабре 1941 г., около двадцати входящих в группу «Тамара-II» добровольцев-эмигрантов было направлено в Крым, в Симферополь, для зачисления в дислоцированную в окрестностях города 6-ю роту второго батальона полка особого назначения «Бранденбург-800».
Руководство Абвера планировало использовать грузинских добровольцев для высадки в тылу советских войск в Севастополе, где к этому времени, находилось в окружении большое количество красноармейцев-грузин. Данному плану, однако, не суждено было осуществиться.
В марте-апреле 1942 г. добровольцы были переведены в Симферополе, а затем, в составе 6-й роты второго батальона полка «Бранденбург-800», направлены на Керченский фронт в с. Субаш, в район Старого Крыма. Спецподразделения задействовались исключительно на направлении будущего наступления и только для выполнения конкретной боевой задачи. В том числе, участвовали в боях за Севастополь и на Крымфронте (зимний штурм Севастополя, операции «Охота на дроф» и «Лов осетра»).
После выполнения поставленных перед ними боевых задач, добровольцы из организации «Тамара» осуществляли вербовку грузин-красноармейцев, в лагере военнопленных под Феодосией. В этом же месяце 120 вновь завербованных в составе 6-й роты «бранденбуржцев» выехали на отдых и пополнение в Вену, а оттуда – в окрестности г. Бранденбург для прохождения обучения.
20 ноября 1942 г. полк «Бранденбург» был переформирован в особый отряд «Бранденбург» (нем. Sonderverband Brandenburg), в составе пяти отрядов (каждый — из трёх батальонов). Командир — полковник Пауль Хелинг фон Ланценауер (умер по болезни 8 февраля 1943), затем — генерал-майор Александр фон Пфульштайн.
1 апреля 1943 г. особый отряд «Бранденбург» был переименован в дивизию «Бранденбург», в составе 5 полков (из них один — учебный). В тот же день дивизия «Бранденбург» была выведена из подчинения абверу (передана в подчинение Верховного командования сухопутных сил). С 10 апреля 1944 г. — дивизией командовал генерал-лейтенант Фридрих Кюльвайн.
15 сентября 1944 г. — переформирование в танково-гренадерскую дивизию «Бранденбург» (нем. Panzer-Grenadier-Division Brandenburg), в составе двух егерских полков, противотанкового батальона, батальона связи и запасного батальона. Дивизия была включена в состав 68-го армейского корпуса (в Хорватии). С февраля 1945 г. — в составе корпуса «Великая Германия» (на реке Одер). Весной 1945 года в состав дивизии добавили танковый полк, артиллерийский полк и разведбатальон. С 16 октября 1944 г. дивизией командовал генерал-майор Герман Шульте-Хойтхаус.
Таким образом, диверсионная группа, начинавшая некогда с батальона, увеличилась в несколько раз, размениваясь при этом на видимое ухудшение качества личного состава. Это было обусловлено убылью кадров, прошедших строгую выбраковку и обученных нужное количество времени по полной программе, и заменой их практически обычными военнослужащими, прошедших ускоренное обучение, либо не обученных вовсе. Как следствие, «Бранденбург» всё больше и больше использовался как элитное, но всё-таки «полевое» формирование против войск Красной Армии и союзников, а из навыков спецназа всё чаще и чаще применялись лишь знания взрывного дела для уничтожения мостов, зданий и вообще для проведения тактики «выжженной земли».
Александр ОКОРОКОВ, доктор исторических наук