ВИЛЬНЮССКИЙ ОКРУЖНОЙ СУД

ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

27 марта 2019 г.
Вильнюс

Открыть в файле PDF (6Mb)

В начало » ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » Дети – против войны


Дети – против войны

В Центральном пограничном музее ФСБ России состоялось интересное мероприятие, о котором и пойдёт речь. А именно – Круглый стол «Дети против войны. Радуга цвета хаки». Подготовила и провела мероприятие Светлана Медведева, председатель Философского дискуссионного интеллектуального клуба «Война и мир». О том, что собой представляет Клуб, а также о проводимой им работе рассказывается в официальном документе, который помещу в конце данной публикации.

А сейчас – о том, как проходил «круглый стол», о его участниках и победителях, о том, какие вопросы возникли по мере обсуждения.

Дети – против войныИтак, в назначенный день в конференц-зале Центрального пограничного музея, что на Яузском бульваре, собрались представители девяти школьных команд, участвовавших в конкурсе на лучший плакат под девизом «Дети против войны». В первом ряду сидели члены Экспертного совета, которые должны были оценивать работу школьников и выявить команду-победителя.

Вела мероприятие сама Светлана Медведева, и помогал ей поэт и исполнитель авторской песни Александр Карпенко.

Ребята в зале заметно волновались – как ни говори, а конкурс есть конкурс, каждому хотелось представить свою школу как можно более достойно.

Приходится констатировать, что выступления команд получились очень неровными по уровню. И дело тут вовсе не в том, что в каком-то учебном заведении нет талантливых ребят, или там отнеслись к делу спустя рукава! Дело в том, что в разных командах по-разному поняли изначальную задачу. Одни команды подготовили целые цельные программы, с исполнением песен и стихов – а другие просто показали привезённые плакаты.

Соответственно, в растерянности оказался и Экспертный совет! Когда люди по-разному оценивают выступления – это нормально. Но вот когда возникает разночтение в том, ЧТО оценивать – собственно плакаты или же выступление в целом… Но в конце концов всё разъяснилось, победителя определили – хотя лично я отдавал предпочтение другой команде.

Как уже говорилось, открыла и вела мероприятие Светлана Медведева. Не будет прегрешением против истины сказать, что своим выступлением Светлана Васильевна задала тон всему мероприятию. Она говорила о нашем долге перед павшими в годы Великой Отечественной, рассказывала о школьных музеях, о той работе, которые проводят ученики по сохранению памяти…

Всё это несомненно правильно, под каждой строчкой готов подписаться каждый из нас! И всё же появились у меня некоторые мысли, которые не во всём совпадали со сказанным.

Мы часто с трибуны говорим о том, что дети должны помнить подвиги дедов, что должны хранить и приумножать… Эти слова настолько въелись в нашу речь, что мы не всегда задумываемся об их глубинном содержании. А если задуматься?..

Наверное, не дети должны помнить. Мы вроде как заставляем, навязываем, принуждаем их. Правильно ли это?.. Не получим ли мы, навязывая тезис «ты должен», обратный эффект – когда в душе ребёнка станет нарастать неприятие навязыванию извне?.. Наверное, задача должна звучать иначе. Это мы, если желаем, чтобы не прерывалась нить памяти нашего народа, должны выработать, воспитать у них, подрастающего поколения, потребность знать и помнить, не забывать о подвигах наших дедов и прадедов. Не втолковывать «ты должен помнить подвиг деда», а воспитывать потребность «я хочу помнить о своих предках».

Скажете, это я заумствую?.. Быть может, и так, только сдаётся мне, что при подобном подходе эффективность работы педагогов окажется выше.

Светлана Васильевна уже несколько лет проводит акцию «Горжусь своим дедом! Горжусь отцом!». Благороднейшая цель! Суть её состоит в том, что школьникам предлагается заняться изучением истории своей собственной семьи, написать о том, как воевал на фронте его дед или прадед, как служил отец (если, конечно, служил)… Там, где это её начинание поддерживают, там ребята по-настоящему увлечённо пытаются раскопать семейные архивы (в самом широком толковании этого слова), чтобы рассказать другим о своих предках. Разве это не здорово? Разве это не прекрасный воспитательный приём?.. Я, например, жалею, что в своё время, когда я сам ещё учился, рядом не оказалось такого же энтузиаста, чтобы сподвиг нас на то, чтобы записать воспоминания моих дедов о войне!

…После вечера я разговаривал с одним педагогом, рассказал о начинании… «У нас тоже что-то такое пишут на Девятое мая», - равнодушно ответил педагог. И стало ясно, что в данной школе некого прорыва в деле воспитания гордости за своих дедов ожидать не приходится.

С детворой надо уметь разговаривать, это ж целое искусство. С ними требуется найти такой язык, чтобы не скатываться в сюсюканье или в молодёжные жаргонизмы, но в то же время не загромождать речь «коммуникативными связями», «интеллектуальными тренингами» или «межрегиональными проектами». Услышав такие формулировки, молодой человек тут же отключается и улетает мыслями из этого зала далеко-далеко!..

Ох, только не предлагайте мне самому показать, как следует разговаривать с детьми! Я-то как раз понятия не имею!

Всё это я веду вот к чему. Ребята практически всех команд выходили и говорили, в принципе, то, что и должны (именно должны!) были говорить. Конечно, все мы против войны, кто бы спорил! Войны жаждут, как правило, небольшие группки людей, которые, к слову, нередко сами как раз остаются в стороне от полей сражений. А вот гибнут в большинстве своём люди простые, которые лично ничего не имеют против таких же людей, оказавшихся по другую сторону баррикад.

Вот спросите у меня: почему я против войны – и я отвечу, своими словами, как сам это чувствую.

А на мероприятии ребята выходили и в большинстве своём говорили… Ну, как хорошо выученный урок. Там звучали правильные слова, но вот чувства, простые человеческие чувства сквозь эти монолитные блоки проклёвывались не всегда. Особенно это было заметно на одной команде, где голос учительницы звучал в словах каждого выступавшего.

Так и хотелось встать и крикнуть:

- Ребятки, милые, да скажите вы всё это сами, своими словами! Да забудьте вы о нас, о ветеранах, не обращайте внимания на Экспертный совет! Просто скажите: почему вы против войны!..

Но не встал, не выкрикнул – мероприятие текло своим чередом.

…Известно же, что первым выступать на конкурсе всегда не слишком хорошо. Пока дело дойдёт до подведения итогов, члены жюри (в данном случае, Экспертного совета) уже забудут первых, зато сохранят в памяти только что показавших свои таланты.

Однако в данном мероприятии первым как раз оказалось легче. Потому что по мере выступления по каждому начинали выступать с комментариями организаторы. Соответственно, последующие конкурсанты начинали паниковать… Команда, которой предстояло выходить на сцену, жалась в проходе, ожидая окончания дебатов по предыдущему выступлению. Это здорово сбивало их с толку.

Оказавшийся рядом парень растерянно уставился на меня:

- А мы не так готовились, - сказал он, слыша, как обсуждают их предшественников.

- Не робей! – постарался я его подбодрить. – Если что – импровизируй!

- А импровизировать можно? – обрадовался юноша.

А я знаю?.. Впрочем, особых импровизаций я у него не заметил. Только, кажется, его сама возможность отойти от придуманного текста, успокоила.

…Но это всё случилось позже. А в самом начале, после Светланы Медведевой, выступил Александр Карпенко. Он спел песню «Поговори со мной, трава!». В песне автор сравнивает человека с травой, которую скашивают, выжигают, а она всё равно выживает… Философия!..

Ну а потом выступали команды.

Первой вышла на сцену команда «Анненцы» московской школы №629. Ребята подошли к вопросу попросту: подготовили плакаты со множеством фотографий и рассказали о своей деятельности.

Затем вышли «России верные сыны» (поскольку в команде большинство составляли девушки, Светлана Васильевна назвала их «России верные дочери»), школа №1280. Здесь выступали побоевитее, понапористее, что ли… Что запало в память: ребята рассказали, что провели в школе анкетирование: кто какую книгу прочитал о Великой Отечественной, кто какой фильм смотрел, кто каких полководцев помнит…

Интересным получилось выступление команды «Крылья» школы №1143. Здесь прозвучало, в частности, несколько посылов, по каждому из которых можно было бы проводить отдельное обсуждение. «Если не знать прошлого – невозможно понять будущее». «Нужно уметь слушать свою совесть». «Мы рождены, чтобы предотвратить войну». «Храм – это место и способ спасения»… А затем здесь же юноша спел под гитару песню. Что и говорить? Если «когда поют солдаты спокойно дети спят», то когда поют ребята, это всегда трогает…

«Миротворцы» из школы №688 представили плакаты и слайд-шоу… И всё это было здорово… Но потом педагог, которая привела ребят на мероприятие, вскользь упомянула в частной беседе, что эта школа ухаживает за воинским участком московского Преображенского кладбища – здесь похоронены участники Афганской войны и череды войн на Северном Кавказе. Не знаю, прав ли я, но, наверное, сам этот факт воспитывает детвору едва ли не в большей степени, чем хорошо организованные официальные мероприятия.

Будь моя воля, я бы присудил победу команде «Невоевавшие – о войне» (к сожалению, я не записал номер школы). И даже ошибку в тексте слайд-шоу простил бы им, даже такую непростительную, как «Россия» через одно «с». И представленный плакат у них был хорош, и всё выступление у них было в стихах! Молодцы, ребята! Мой голос был за вас! (Только очепятку исправьте!).

Однако победителем стала команда «Истоки» школы №2392. Ни в коем случае не хочу сказать, что незаслуженно! У них плакат состоял из двух половинок, каждая из которых оставалась самостоятельной: одна «про войну», вторая «за мир». А соединённые они обретали девиз «Люди, выбор – за вами!».

Школу №550 представлял один участник – паренёк по имени Семён. Он продемонстрировал собравшимся приёмы тхаэкван-до (или как это по-русски пишется).

Команда «Юный патриот» от школы №2071 произвела впечатление в первую очередь изумительным пением солистки. Я, конечно, не знаток, но, судя по всему, у девушки явный талант, и очень хотелось бы, чтобы наша эстрада прирастала такими исполнителями!

Хорошо спела и солистка следующей команды – «Молодёжная волна». Ребята рассказали, как организовали в своей школе фестиваль Франции, в ходе которого глубоко знакомились с этой страной.

Вот такой прошёл Круглый стол в конференц-зале Центрального пограничного музея.

Было бы неправильно не назвать членов Экспертного совета. Если у кого из команд имеются претензии – знайте нас поимённо!

Светлана Медведева – председатель, организатор и душа мероприятия, председатель Философского дискуссионного интеллектуального клуба «Война и мир». Александр Карпенко – поэт и исполнитель авторской песни, ветеран Афганистана, кавалер ордена Красной Звезды. Вячеслав Каминский – заместитель начальника отдела массовых программ Московского дома общественных организаций. Александра Майстренко – руководитель Дома детских общественных организаций. Раиса Богданова – малолетняя узница фашистских лагерей, награждена медалью «Непокорённые». Лариса Обухова – художника студии Культурного центра Вооружённых сил (она вручала репродукции своих картин участникам вечера). Людмила Михеева – журналист и поэтесса. Сергей Сальников – фотохудожник, участник Афганской войны (при оформлении данного текста использованы и его фотографии). Ну и я. Кроме того, в мероприятии приняли участие члены Координационного совета Международного союза общественных объединений ветеранов (пенсионеров) Пограничной службы СНГ: Валентин Уралов, Стальбек Асакеев, Александр Кузнецов, Влад Митюсов.

Николай СТАРОДЫМОВ

Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских