Что такое патриотизм

Что такое патриотизмПрежде чем вести дискуссию по проблеме патриотизма, необходимо определиться с содержанием и сущностью этого понятия, что должно было быть главным посылом для дискуссии. «Патриотизм» - сложное иррациональное понятие, состоящее из триады базовых составляющих: чувства Любви, чувства Ответственности и народных Традиций. Оно несёт в себе социально-гражданское содержание и включает в себя такие понятия как «совесть», «вера», «долг», «честь» и т.д. Грамотное и правильное формирование этих качеств в человеке даст обществу личность с гармонично развитым чувством гражданина-патриота. Если рассматривать патриотизм через призму образно-художественных определений, то это «состояние пылающей души», которая переплавляя Любовь, Ответственность в котле народных Традиций и пропуская этот сплав чувств через сердце, зажигает в человеке огонь патриотизма!

Я бы предложил такой подход, который раскрывает внутреннее содержание этого понятия с двух сторон: с научной и с образно-художественной.

Начнём с первого, с научного подхода.

Патриотизм (в широком смысле понимания) - есть черта общественного сознания, характеризующая уровень духовно-культурного состояния светской части населения в осмыслении и понимании проблем гражданственности.

Патриотизм (в узком смысле понимания) - есть гражданская позиция, отношение человека, его взгляд через внутреннюю культуру, образование и житейский опыт на происходящие события в обществе, в стране и в ближайшем его окружении.

Важнейшие черты личности гражданина-патриота:

- любовь к ближним и к Отечеству, уважение к окружающим, забота и внимательное отношение к пожилым людям и малолетним детям;

- активная гражданская позиция и участие в общественной жизни, ответственное отношение к созидательному труду, забота о семье и интерес к учёбе, здоровый образ жизни, соблюдение законов и правил поведения в обществе;
- любовь и уважительное отношение к народным обычаям, национальной культуре и традициям.

Будучи иррациональным понятием, патриотизм проявляется в нашем сознании через палитру ощущений, сродни ощущениям и чувствам верующих людей, живущих по законам совести. Триада Вера, Надежда, Любовь, синтезирующая в душе человека чувство совести, выступает камертоном и регулятором его поведения. Религиозное чувство в человеке – это, прежде всего, состояние души, имеющей цель и направленность на «спасение» этой души в потустороннем мире. Незыблемость этой триады делает религию и веру устойчивой к социальным потрясениям и изменениям в общественном сознании.

Патриотизм - схожее по своим субъективным ощущениям чувство человека, но в своей природе мировоззренческих установок имеет отличие. В перечне этих социальных качеств личности присутствуют: любовь, ответственность и традиции. Давая образное толкование этим понятиям, можно раскрыть их как чувство любви к своей Родине и уважительное отношение к внешней среде обитания, социально-гражданская ответственность и позитивное отношение к народным и общественным традициям. Патриотические чувства личности, как и чувства верующего человека, есть состояние души, но они имеют социально-гражданскую направленность и формируют отношение целям и задачам общества и должное поведение человека в обществе.

Поняв мировоззренческое сходство и отличие, а так же природу чувств пришедшего к богу человека и патриотически настроенного гражданина, можно сделать вывод, что это взаимодополняющие качества личности, которые могут прекрасно уживаться в одном человеке и дополнять друг друга, углубляя и расширяя его духовное содержание.

Если с религиозным чувством всё понятно, то с патриотизмом, как общественным феноменом, надо разбираться. Во-первых, надо понимать, что абстрактного патриотизма не бывает. Патриотизм, исходя из его социально-гражданской направленности, конкретен и обусловлен многими факторами, влияющими на его содержание.

Во-вторых, патриотические чувства обусловлены социально-экономическими отношениями в обществе.

Патриотизм в СССР формировался в условиях мобилизационного метода управления обществом и страной. Правящая коммунистическая партия провозглашала цели и задачи государственного строительства и под эти цели и задачи мобилизовались все ресурсы, в том числе, и людские. Для выполнения намеченных планов все средства были хороши. Это - и пропаганда преимуществ социализма, как передовой социально-экономической модели общества, это и банальное изъятие через национализацию, и раскулачивание материальных ресурсов и имущества граждан на нужды индустриализации народного хозяйства.

Это принудительное переселение огромного числа людей в индустриальные центры страны для работы на построенных заводах. Это мобилизация всех ресурсов страны для отпора немецко-фашистским захватчикам в Великой Отечественной войне. Это восстановление народного хозяйства после окончания войны, освоение целены и космоса, строительство БАМа и т.д.

Усталость советского народа от существования в условиях мобилизационного характера управления экономикой и обществом, спорность коммунистических взглядов и идей постепенно выхолостили энтузиазм и жертвенность трудового порыва. И, как следствие, одно из мощных государств на планете, страна победившая фашизм, народ которого неимоверными усилиями восстановил после войны разрушенную страну, создал экономический потенциал соразмерный США, перестала существовать. А где же патриотизм советского народа? Может это был, всё-таки, не патриотизм, а временный энтузиазм? Скоротечный развал Советского Союза - подтверждение тому.

1. Объектом любви, уважительного отношения, в патриотическом понимании, выступает Родина и внешняя среда обитания человека и то окружение, с которым человек сталкивается в повседневности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что патриотические чувства, в отличие от чувств верующего человека, не имеют вселенской природы и ограничены определённым пространством и тем окружением людей, с которыми он имеет общение.

2. Социально–гражданская ответственность личности предполагает зрелое, грамотное и профессиональное поведение во всех социальных ролях и во всём многообразии повседневной жизни. И как ни странно, объективных предпосылок для возникновения патриотических чувств у людей, живущих в условиях рыночных отношений и свободы предпринимательства, значительно больше, чем во времена Советского Союза. Это обсуслено тем, что социально-гражданская ответственность, как составная часть патриотических настроений, обязательно возникает там, где есть частная собственность у граждан и свобода предпринимательства. И эти собственники и предприниматели заинтересованы, чтобы у его работников формировалось так называемое чувство корпоративности (корпоративный патриотизм).

А так как, в условиях рыночной экономики определяющими социально-экономическими структурами выступают корпорации, то они и определяют корпоративные традиции, обычаи, на базе которых формируются патриотические настроения в сознании работников по отношению к своей фирме. И чем выше капитализация собственности, тем больше появляется стремление сохранить этот капитал, а, значит, у собственника проявляется солидарность с государством в обеспечении его безопасности от внешних и внутренних угроз.

Здесь проявляется так называемый державный патриотизм, обусловленный сохранением своего капитала в условиях стабильности в обществе и, как следствие, оказание поддержки в защите государства от внешних угроз. В истории Российской империи мы знаем имена людей, которые были выдающимися государственными деятелями и предпринимателями и, в тоже время, выступали в качестве меценатов социально-благотворительных проектов в России. Это князья Голицыны, Барятинские, графья Орловы, братья Демидовы, Третьяковы и т.д.

Для того, чтобы увеличить социальную базу для возникновения патриотических настроений в обществе, необходимо взрастить класс собственников в России. Одним из способов увеличения социальной прослойки класса собственников выступает программа по выделению наделов для коммерческого земледелия.

3. Позитивное отношение к народным и общественным традициям, предполагает любовное отношение ко всему спектру культурно-духовного багажа своего народа и уважительное отношение мировой культуре.

Современные традиции, которые несут в себе отличительные черты времени и имеют отклик в душе народа, требуют значительного времени для их формирования и внедрение в жизнь общества. А пока можно рассчитывать только на романтизм первопроходцев в этом деле и энтузиазм наиболее пассионарных личностей в обществе, которые своим примером и яркими мероприятиями, такими как «Бессмертный полк» всколыхнут и обратят внимание на проблемы патриотизма через современные традиции.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для формирования патриотических настроений в обществе необходимо выработать чёткие понятия и определения этого социально-гражданского свойства личности и общества в целом. Эти понятия и термины, описывающие иррациональные категории в общественном сознании, должны быть закреплены как научные аксиомы. Более того, они должны нести в себе элемент консерватизма, стабильности и устойчивости. Чтобы на основе этих аксиом, имеющих морально-нравственный заряд, могло воспитываться не одно поколение граждан России. И только по прошествии периода, равного жизни не менее трёх поколений людей, мы можем получить преемственность и монолитность патриотических традиций. А для этого надо время, настойчивые и грамотные волонтёры (энтузиасты) патриотического движения и огромные усилия государства для формирования в обществе чувств любви к своей Родине и уважительного отношения к внешней среде обитания, социально-гражданской ответственности и позитивного отношения к народным и общественным традициям.

Формирование патриотических настроений будет способствовать устойчивости общества от внешнего негативного влияния, нацеленного на развал нашего государства

Николай ОЛЕЙНИКОВ, член Совета Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских