В начало » ПРАВО » Правовая помощь » Правовое регулирование охранной деятельности


Правовое регулирование охранной деятельности

Для руководителей и сотрудников охранных структур, правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических ВУЗов.

Извлечения из учебника.

От автора.

Уважаемый читатель, вашему вниманию предлагаются выдержки из третьего переработанного и дополненного, издания учебника «Правовое регулирование охранной деятельности», выпущенного Группой Учебных Центров «Альфа-Престиж».

Ее появление обусловлено как значительным спросом на нее со стороны сотрудников охранных организаций, студентов юридических вузов, работников правоохранительных органов, граждан и права и законные интересы могут быть затронуты в связи с осуществлением охранной деятельности, так и существенными изменениями, происшедшими после предыдущего издания в законодательстве составляющим правовую основу частной охранной деятельности.

Так, только в 2002 году вступили в силу Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», во исполнении требований которого Правительством было утверждено Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, внесены соответствующие изменения в закон «О частной детективной и охранной деятельности». В июле это же года вступили в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой и Уголовно-процессуальный кодексы. Эти и другие законодательные акты, нормы которых имеют отношения к охранной деятельности, нашли должное освещение в предлагаемом издании.

В настоящем издании дается не только толкование действующего охранного законодательства, но и анализируется практика его применения в охранной деятельности. Особое внимание уделено правому регулированию основных видов охранных услуг – охране собственности, защите жизни и здоровья граждан. При этом нашли отражение и особенности, характерные для каждого из этих видов услуг. В частности, рассмотрены правовые аспекты защиты жизни и здоровья клиента при передвижении автомобильным транспортом. Книга изобилует примерами из практики, в том числе и судебной, дается их юридический анализ, высказываются практические рекомендации о правомерности действий в конкретной ситуации. В ней подробно и с достаточно высокой степенью детализации комментируется закон «О частной детективной и охранной деятельности», нормы уголовного, административного, трудового и других отраслей права, которые реализуются в охранной деятельности.

Автор счел необходимым включить в виде приложения к каждой главе основные законодательные акты, извлечения из ряда кодексов, в следствии чего читателю не потребуется тратить время на поиск необходимых законодательных источников.

Настоящее издание, прежде всего, ориентировано на частных охранников, руководителей частных охранных организаций и сотрудников, занимающихся профессиональной подготовкой охранников, преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров в сфере охраны, поскольку включает все темы, предусмотренные программой подготовки охранников, согласованной с органами внутренних дел. Вместе с тем, как показали предыдущие издания, данная книга представляет интерес и для студентов юридических вузов, в которых имеется специальный курс по проблемам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, и работников правоохранительных органов – следователей, прокуроров, судей, адвокатов, сотрудников лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел, а также для всех тех, кто интересуется новым социально-полезным видом человеческой деятельности – охранной деятельностью и ее правовым регулированиям.

Автор выражает искреннюю признательность Генеральному директору Учебного Центра «Альфа-Престиж» Шевякову Владимиру Алексеевичу за оказанную помощь при подготовке данной книги.

Автор также благодарен сотрудникам указанного Учебного Центра за оказанную техническую помощь в подготовке издания к опубликованию.

Об авторе.

Шестаков Валерий Иннокентьевич, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры. Преподавательский стаж в высших учебных заведениях более 25 лет. Под его непосредственным руководством многие соискатели защитили кандидатские и докторские диссертации.
На протяжении последних восьми лет Шестаковым Валерием Иннокентьевичем была проделана огромная научно-исследовательская работа в области практического анализа действующего законодательства Российской Федерации по вопросам охранной и сыскной деятельности и определение научных путей его дальнейшего совершенствования.
Много времени уделяет непосредственной практической подготовке, переподготовке и повышению квалификации всех категорий сотрудников охранных структур, совершенствованию и отработке современных методик преподавания сложных юридических вопросов.
Руководители охранных структур отмечают большой личный вклад автора учебника в области конкретной консультационной деятельности, которая помогает им находить целесообразное решение в сложных юридических ситуациях.

Автор более 50 публикаций и статей в периодических изданиях.
Предыдущие издания книги «Правовые основы охранной деятельности», изданные в 1997 и 2000 году, до настоящего времени продолжают оставаться единственными по содержанию и уникальными по доступности изложения учебниками, дающими полную и исчерпывающую информацию по правовым аспектам действующего законодательства одновременно для всех категорий сотрудников охранных структур и правоохранительных органов.

Являясь экспертом Комитета по безопасности Государственной Думы РФ и членом рабочей группы по разработке проекта нового закона о частной сыскной и охранной деятельности, принимает активное участие в работе всероссийских и региональных конференций и совещаний, где выступает с содержательными докладами и конкретными предложениями по вопросам совершенствования действующего законодательства.

В настоящее время вышли в свет:
1. Второе издание сборника «Как действовать водителю по закону в сложной ситуации…».
2. Сборник актуальных вопросов-ответов по правовым аспектам охранной деятельности.

Генеральный директор
Группы Учебных Центров «АЛЬФА-ПРЕСТИЖ» В.Шевяков

ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ И ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ)

I. Понятие и сущность права

Прежде чем перейти к освещению вопросов, непосредственно относящихся к правовому регулированию частной охранной деятельности, необходимо рассмотреть ряд общих положений, понятий, правовых категорий. Это позволит подойти к осознанному усвоению излагаемого материала, правильно оперировать правовыми понятиями, повысить уровень правосознания охранников.

К числу фундаментальных правовых понятий относится, прежде всего, понятие права.

Обыденное представление о праве чаще всего связано с определением права в субъективном смысле, а именно, как нечто принадлежащее человеку (право собственности, право на труд, на отдых и т.д.).

Научное понимание права существенным образом отличается от обыденного. В юридической науке право определяют как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Для наглядности изобразим приведенное определение права схематически.
Приведенное определение права позволяет выделить в нем следующие характерные признаки.

Во-первых, правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят и устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиции).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях (при их неисполнении добровольно) принудительной силой государственного аппарата. В этих целях к нарушителям могут применяться меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, Если же нарушаются требования неправовых социальных норм, то к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, граждан.

В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории данного государства. Неправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан и государства. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или объединений граждан.

Таким образом, в силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая организованность и порядок в обществе.

Формы реализации права

В практической жизни право реализуется путем:

- осуществления прав, то есть реализацией возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права (например, право охранника задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти материальные ценности с охраняемого объекта, применять специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законом);

- исполнения обязанностей, то есть совершения активных действий, которые предписываются нормами права (например, обязанность охранника иметь лицензию, соблюдать условия контракта, сообщать в правоохранительные органы о готовящихся или совершенных преступлениях);

- соблюдения обязанностей, то есть воздержания от совершения действий, которые наносят вред обществу, государству, личности (например, охраннику запрещается выдавать себя за сотрудника правоохранительных органов, оказывать услуги, не предусмотренные законом);

- применения норм права, то есть осуществления государственными органами деятельности по реализации правовых норм в конкретных случаях и определенных лиц. К числу таких государственных органов относятся суд, прокуратура, милиция.

Определение закона и подзаконных актов

Одной из внешних форм выражения права является закон.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:

- все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им;
- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
- законы никто не вправе отменить, кроме органа, издавшего их.

Законы принимаются высшими органами государственной власти (парламентами) или непосредственно народом в ходе референдума.

Подзаконный нормативный акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

В зависимости от положения органов, издающих подзаконные акты, их компетенции, а также характера и назначения самих актов подзаконные акты делятся на несколько видов. Ведущее место среди них принадлежат Указам Президента (например, Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 года “О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия”), постановлениям Правительства (см. например, постановление Правительства № 587 от 14 августа 1992 г. “Вопросы частной детективной и охранной деятельности”).

Министры издают приказы и инструкции. Так, например, министр внутренних дел издал приказ № 288 от 12 апреля 1999 г., которым утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации Местные органы власти и управления принимают решения и распоряжения.

Подзаконные акты регулируют внутриведомственные отношения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность (дисциплинарная, административная, уголовная).
Признаки правонарушения:

1. Правонарушение является действием или бездействием.

2. Противоправность-запрещенность деяния нормой права. Здесь возможны два варианта:
а) устанавливается запрет совершения определенного действия;
б) закрепляется обязанность совершить определенное действие.

В первом случае противоправность действия возникает из-за нарушения запрещающей нормы, а во втором - из-за невыполнения юридической обязанности.

3. Виновность - cовершение правонарушения умышленно или по неосторожности.

4. Правонарушением является такое деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

5. Не является правонарушением деяние, которое содержит все перечисленные признаки, но не причиняет существенного вреда обществу.

2. Отрасли права

Отрасль права - это относительно самостоятельная часть права, состоящая из норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

К числу основных отраслей права относятся:

1. Конституционное право - ведущая отрасль права. Нормы конституционного права закрепляют основы государственного и общественного строя, права человека и гражданина, определяют систему органов государства и их основные полномочия.

Нормы этой отрасли права в основном закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Оно регулирует деятельность органов исполнительной власти, как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов Управления с гражданами.

Нормы административного права сконцентрированы в Кодексе об административных правонарушениях, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.

3. Гражданское право - это отрасль права, которая регулирует имущественные и неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях. Гражданским правом охраняются и такие неимущественные права, как честь и достоинство граждан или организаций.

Нормы гражданского права изложены в Гражданском кодексе.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

5. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности.

6. Трудовое право включает в себя нормы, которые регулируют трудовые отношения (заключение трудовых договоров (контрактов); время труда и отдыха; возмещение материального ущерба и др.).

Нормы, регулирующие правоотношения в этой сфере, сосредоточены в Кодексе законов о труде.

7. Уголовное право представляет собой отрасль права, нормы которой устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным, и какое наказание предусмотрено за его совершение.

Нормы уголовного права нашли свое закрепление в уголовном кодексе Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1997 года.

8. Уголовно-процессуальное право определяет основания и порядок производства по уголовным делам.

Нормы этой отрасли права содержатся в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

9. Гражданское процессуальное право - представляет собой отрасль права, нормы которой регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.

Система норм этой отрасли права нашла закрепление в гражданском процессуальном кодексе.

10. Международное право - это система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Общепризнанные нормы международного права по вопросам прав и свобод граждан обладают приоритетом над внутригосударственным правом.

Международно-правовые нормы закреплены в международных договорах, соглашениях, конвенциях.

Приведенный перечень отраслей права не является исчерпывающим. По мере возникновения новых отношений, требующих правового регулирования, могут появиться новые отрасли права.

3. Роль и значение права в частной охранной деятельности

Частная охранная деятельность – деятельность, основанная на праве, регулируемая правом. В ходе ее происходит непосредственная реализация ряда отраслей права (уголовного, административного, гражданского, трудового и др.).

Право в частной охранной деятельности выполняет, во-первых, регулятивную (регулирующую) функцию. Оно нормативно закрепляет общественные отношения, складывающиеся между государством и охранным предприятием, охранником и гражданином. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму этим отношениям (например, необходимость получения лицензии, заключения контрактов и т.п.).
В нормах права закрепляются порядок образования частных охранных предприятий, их компетенция, права и обязанности охранников, устанавливаются рамки их правомерного поведения.

Во-вторых, право в частной охранной деятельности выполняет охранительную функцию. Суть этой функции права заключается, прежде всего, в определении запретов на совершение противоправных деяний (например, охранникам запрещается оказывать услуги, прямо не предусмотренные законом; использовать методы сыска и др.).

Далее, нормы права устанавливают юридические санкции к лицам, совершившим в процессе осуществления частной охранной деятельности правонарушения (например, лишить лицензии, привлечь к ответственности по ст. 203 Уголовного кодекса за превышение полномочий руководителем охранного предприятия или охранником).

Следовательно, в частной охранной деятельности право по существу выполняет те же функции, что и в обществе в целом. В то же время, воздействие права на общественные отношения, складывающиеся в частной охранной деятельности, имеют ряд особенностей. Эти особенности обусловлены спецификой данного вида деятельности, своеобразием целей и задач, решаемых в ходе ее осуществления.

Во-первых, правовые нормы в ряде случаев предъявляют повышенные требования к поведению частных охранников. Так, например, необходимая оборона - это право любого гражданина, в том числе и охранника. Обычный гражданин может использовать это право или отказаться от него (скрыться, спастись бегством). Охранник не вправе поступить таким образом поскольку для него необходимая оборона не только право, но и служебная обязанность. Поэтому он обязан охранять имущество, клиента и не вправе уклониться от выполнения этой обязанности, например, спасаясь бегством.

В отличие от обычных граждан, охранники обязаны сообщать о готовящихся или совершенных преступлениях.

Во-вторых, нормы права, в отличие от целого ряда других видов человеческой деятельности, более детально и подробно регламентируют различные стороны частной охранной деятельности (детально расписан порядок создания частного охранного предприятия, определены права и обязанности охранников, требования к руководителю и охранникам и др.).

В-третьих, право устанавливает в ряде случаев повышенную ответственность охранников за нарушение установленного порядка в охранной деятельности. Так, только руководители частных охранных предприятий и охранники несут уголовную ответственность за превышение полномочий (ст. 203 УК РФ); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 225 УК РФ).

Изложенное наглядно свидетельствует о роли и значении права в частной охранной деятельности. Однако право само по себе есть абстракция. Оно “оживает” лишь в процессе реализации его конкретными лицами, а для этого необходимо знание ими конкретных норм, регламенти-
рующих тот или иной вид человеческой деятельности. Это в полной мере относится и к частным охранникам. Знание ими правовых норм, регламентирующих сферу частной охранной деятельности, позволит им действовать правомерно, не ущемлять прав и законных интересов граждан и тем самым успешно решать стоящие перед ними задачи.

4. Понятие и виды преступлений.
Соучастие в преступлении. Наказание. Виды наказаний.

В процессе осуществления частной охранной деятельности возникают ситуации, когда охраннику требуется дать правовую оценку действиям лиц, посягающим на охраняемую собственность, жизнь и здоровье клиента, и прежде всего, определить, являются ли они преступными, либо относятся к административному проступку. От того, насколько правильно они решат этот вопрос, зависит правомерность их дальнейших действий по защите охраняемых интересов. Так, например, только при общественно опасном поведении посягающего у охранника появляется право на необходимую оборону, задержание лица, совершившего преступление.

В этой связи для охранника является немаловажным уяснение понятия преступления и тесно связанных с ним правовых категорий.

Преступление как социальное явление представляет собой действие или бездействие, нарушающее систему общественных отношений, в сохранении которых заинтересовано государство. Деяние становится преступным не само по себе, а лишь в результате признания его таковым государством, нормой уголовного закона.

Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. С помощью его государство очерчивает круг деяний, которые признаются преступными, и влекут применение мер уголовного наказания.

Понятие преступления дается в ст. 14 Уголовного кодекса, согласно которой “преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

В приведенном определении законодатель выделяет ряд обязательных признаков, которые характеризуют какое-либо деяние как преступление. Такими признаками являются: общественная опасность деяния; противоправность деяния; виновность и наказуемость деяния.

Только при наличии всех указанных признаков деяние может быть признано преступлением.

Раскроем суть этих признаков.

Общественная опасность деяния - это его вредность для интересов общества, личности и государства.

Общественная опасность преступления, и особенно степень общественной опасности, зависит от факторов объективного и субъективного порядка, характеризующих совершенное деяние: наступление вредных последствий их характера и размера, распространенности деяний в обществе, места, времени, обстановки и способа совершения действия, личности преступника, формы вины, мотива, цели.

Свое окончательное выражение степень общественной опасности преступление находит в санкции.

Под словом деяние закон понимает как действие, так и бездействие. Действие - это активное поведение. Например, причинение охранником тяжкого вреда здоровью посягающему при превышении пределов необходимой обороны. Бездействие характеризуется пассивным поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать (например, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия).

Противоправность деяния выражается в том, что то или иное общественно опасное деяние признается преступлением только в том случае, если оно прямо предусмотрено уголовным законом.

Признание деяния противоправным представляет собой официальное утверждение со стороны государства за этим деянием свойства общественной опасности.

Виновность как необходимый признак в определении понятия преступления предполагает сознательное поведение, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Нет вины, то нет и преступления.

Необходимую предпосылку вины представляет вменяемость. Невменяемость делает бессмысленным уголовную ответственность и наказание.

О виновности деяния свидетельствует и возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность (16 лет, а по наиболее опасным преступлениям - 14 лет).

Последний признак преступления - его наказуемость. В Особенной части Уголовного кодекса каждая статья предусматривает определенное наказание за совершение того или иного преступления. Однако это не означает, что установленное в санкциях статей наказание обязательно должно применяться во всех без исключения случаях. Уголовный закон предусматривает и случаи освобождения от наказания (например, при совершении преступлений, не представляющих большой общественной опасности).

Часть 2 ст. 14 Уголовного кодекса представляет собой норму-исключение, то есть устанавливает правило, когда деяние хотя внешне, формально и содержит признаки какого-либо преступления, однако таковым не является, поскольку в силу малозначительности не представляет общественной опасности (например, мелкое хищение имущества).

Малозначительное деяние может образовывать состав иного правонарушения (например, административного или дисциплинарного) и поэтому к лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного или дисциплинарного воздействия.

Положение, закрепленное в ч.2 ст. 14 Уголовного кодекса дает также основание для разграничения преступлений от иных правонарушений и, прежде всего, от административных проступков.

Основным критерием разграничения преступлений и административных проступков выступает степень общественной опасности. Одни и те же действия, (например, нарушение общественного порядка, Правил дорожного движения, хищение и др.) преследуются в уголовном и административном порядке. Для их разграничения законодатель использует следующие признаки: наличие тяжких последствий; размер материального ущерба, причиненного правонарушением: повторность или неоднократность совершения правонарушения.

Виды (категории) преступлений

Уголовный закон (ст. 15), в зависимости от характера и степени общественной опасности, разграничил преступления на следующие виды (категории): небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.

Особо тяжкими признаются преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше десяти лет или более строгое наказание.

Стадии совершения преступления

При определении понятия преступления в статье 14 УК, законодатель имеет в виду оконченное, то есть завершенное преступление. Однако на практике преступнику нередко по независящим от него причинам не удается завершить преступление. Например, преступник приобрел оружие для убийства, но до его совершения был задержан органами милиции, или же произвел выстрел, но промахнулся и потерпевший остался невредим. Поэтому уголовное право предусматривает стадии совершения преступления - определенные этапы развития преступления, которые отличаются друг от друга развитием осуществления объективной стороны преступления и степенью реализации умысла преступления.
Стадия (этап развития преступления) имеет значение не только для решения вопроса об уголовной ответственности и наказании, но и для охранной деятельности - от этого зависит правомерность действий охранника в условиях крайней необходимости, необходимой обороны и задержании преступника (пресекать можно продолжаемое и неоконченное преступление; задерживать можно лишь лицо, совершившее преступление). От стадии совершения преступления зависит и правомерность причинения вреда посягавшему, чем ближе та или иная стадия к окончанию преступления, тем опаснее совершенное лицом деяние, а следовательно и тем больший вред может быть причинен посягавшему при защите от нападения.

В уголовном Кодексе (статья 29) выделяются три стадии совершения преступления: 1) приготовление к преступлению; 2) покушение на преступление; 3) оконченное преступление.

Приготовление к преступлению признается приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам (например, на этапе вовлечения охранника в преступную группу, об этом стало известно правоохранительным органам).

Покушением на преступление признаются умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам ( охранник пресек хищение, упредил выстрел преступника, посягавшего на охраняемое лицо).

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексам. (Например, преступник напал на охранника способом опасным для жизни с целью завладения имуществом - налицо оконченный разбой).

Соучастие в преступлении

Соучастие в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

Совершение преступления в соучастии представляет при равных условиях повышенную опасность по сравнению с преступлениями, совершенными в одиночку. Это объясняется тем, что участие нескольких лиц облегчает совершение преступления, дает возможность причинить более существенный ущерб, легче скрыть преступление.

Объективные признаки соучастия заключаются в том, что:
1) в совершении преступления должны участвовать два или более лица;
2) действия каждого из соучастников являются необходимым условием для совершения действий других соучастников;
3) действия каждого из соучастников находятся в причинной связи с общим, наступившим от деятельности всех соучастников, преступным результатом.

Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных уголовным законом.

Так, например, в роли исполнителя преступления будет выступать охранник, который совместно с другими преступниками проник в охраняемое помещение и похитил находящиеся там ценности.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) ,либо руководившее ими.

Действия организатора направлены на объединение усилий других лиц для последующего совершения ими совместного преступления (подбор и вербовка соучастников, подыскание объекта преступного посягательства, разработка способов преступной связи и другие действия организационно-подготовительного характера, руководство соучастниками на месте совершения преступления и т.п.).

Отличительной чертой организатора является то, что он объединяет и направляет усилия соучастников и потому является наиболее опасным участником совместного преступления.

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путями уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Подстрекателем может быть признан лишь тот, кто своим действием возбудил у другого лица намерение или укрепил в нем решимость совершить не вообще какое-либо противоправное деяние, а конкретное преступление. Подстрекательство имеет место только тогда, когда удалось склонить исполнителя к преступлению.

Склонение к преступлению предполагает внушение другому лицу мысли о желательности, необходимости, потребности, выгодности совершения конкретного преступления.

Уголовный закон (ст. 35 УК) перечисляет наиболее часто встречающиеся способы подстрекательства.

Уговор - это просьба, но заявленная настойчиво и неоднократно.

Убеждение - внушение исполнителю мысли, что он имеет действительно собственный интерес в преступлении.

Подкуп - всякое склонение к преступлению посредством обещания материальных выгод, передачи денег или имущества и т.п.

Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Пособничество преступлению - наиболее распространенный вид соучастия. Имеют место случаи, когда в качестве пособников выступают охранники. Характерной особенностью пособничества является то, что пособник не участвует в исполнении объективной стороны деяния (конкретных преступных действий), он лишь помогает осуществить чужой замысел.

Пособничество может носить интеллектуальный и физический характер.

К числу интеллектуальных средств пособничества закон относит: советы, указания, предоставление информации, либо обещание скрыть преступника, оружие или иные средства совершения преступления.

Например, охранник сообщает преступникам о способах отключения сигнализации, местах безопасного проникновения на охраняемый объект, о месте нахождения ценностей и тем самым расширяет познания преступника об объекте преступного посягательства и создает дополнительные возможности к успешному осуществлению преступления.

Физическое пособничество представляет собой оказание физической помощи исполнителю преступления. Оно может выражаться:
а) в представлении средств для совершения преступления (снабжение оружием, предоставление транспорта для перевозки похищенного);
б) в устранении препятствий к осуществлению или завершению преступления (уничтожение или нейтрализация охранников, средств сигнализации, взлом запоров, отравление сторожевых собак).

Физическое пособничество, в отличие от интеллектуального, возможно путем совершения не только действий, но и бездействия (например, охранник умышленно не предотвращает хищение охраняемой собственности, хотя обязан был это сделать).

Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.

Соисполнители отвечают за преступление, совершенное ими совместно. Поэтому все признаки, характеризующие состав этого деяния могут быть вменены в вину любому соучастнику.

Организаторы, подстрекатели и пособники несут ответственность по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление.

Наказание и его виды

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод граждан.

Новый уголовный кодекс устанавливает следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Раскроем содержание отдельных из перечисленных видов наказаний, которые будут встречаться при освещении конкретных составов преступлений, имеющих значение для частной охранной деятельности.

Штраф - это денежное взыскание в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должность на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью на срок от одного года до пяти лет (такая мера наказания предусмотрена, например, за превышение полномочий служащими частных охранных предприятий).

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления (срок от шестидесяти до двухсот сорока часов).

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного (из заработка осужденного производится удержание от пяти до двадцати процентов).

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего 18-летнего возраста в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Арест представляет собой содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (срок - от шести месяцев до двадцати лет).

Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

5. Основные понятия, характеризующие
административное право


К числу таких понятий, прежде всего, следует отнести понятие административного правонарушения.

Согласно статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Из приведенного определения административного правонарушения следует, что оно представляет собой противоправное, то есть запрещенное нормами административного права деяние. Административное деяние является деянием виновным, то есть совершенным умышленно или по неосторожности. Невменяемое лицо или лицо, не достигшее возраста административной ответственности, совершает лишь объективно противоправное деяние, а не административное правонарушение.

Административный проступок отличается от преступления следующими признаками.

Административный проступок, в отличие от преступления, не является общественно опасным деянием. Тем самым подчеркнуты качественные отличия этих двух видов правонарушений.

За административное правонарушение предусмотрена административная ответственность, за преступление - уголовная.

Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная, как правило, с 16 лет, а в отдельных случаях и с 14 лет.

Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест (сроком до 15 суток);
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.

Административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Законодательные акты к теме I

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 14. Понятие преступления

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2.Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Статья 15. Категории преступлений
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы.
4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшей ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинений средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Статья 32. Понятие соучастия в преступлении
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Статья 33. Виды соучастников преступления
1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.
2. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Статья 43. Понятие и цели наказания
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица,
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Статья 44. Виды наказаний
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КОДЕКСА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4 части 1 настоящей статьи.
3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3-8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.


Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских