В начало » ПРАВО » Правовая помощь » Как реорганизовать службу безопасности в частную охранную или детективную организацию


Как реорганизовать службу безопасности в частную охранную или детективную организацию

В последние годы в теории, на практике и законотворческой работе при рассмотрении вопросов, касающихся частной охранно-сыскной деятельности, возникает целый ряд проблем. Важное место среди них занимает деятельность служб безопасности, создаваемых организациями для обеспечения собственной безопасности.

Действующий закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», принятый 11 марта 1992 года, относит деятельность служб безопасности к охранно-сыскной деятельности. Однако анализ ряда статей данного закона и деятельности, осуществляемой службами безопасности, свидетельствует, что ни по своему содержанию, ни по форме их деятельность не может быть отнесена к охранно-сыскной деятельности. В соответствии со статьей 1 указанного закона частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов. Ни одному из указанных в определении требований деятельность служб безопасности не отвечает. Она, в отличие от охранно-сыскной деятельности, не относится к отдельному, самостоятельному виду деятельности, не является коммерческой, не подлежит лицензированию. Не оказывают службы безопасности также ни охранных, ни сыскных услуг. Более того, поскольку службы безопасности представляют собой не юридическое лицо, а лишь обособленное подразделение юридического лица, то в соответствии с нормами гражданского права они не могут быть субъектами права.
Не основано на законе и приобретение службами безопасности оружия. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 закона «Об оружии» к числу субъектов, имеющих право на приобретение оружия, отнесены юридические лица с особыми уставными задачами.

Не изменит положения и реализация предложения о том, чтобы предоставить право на получение лицензии на охранно-сыскную деятельность юридическому лицу, создавшему службу безопасности. В этом случае такое юридическое лицо будет лишено возможности заниматься другими, кроме охранной или сыскной деятельности, видами деятельности, поскольку и закон «О частной детективной деятельности в Российской Федерации» и подзаконные акты, регулирующие охранно-сыскную деятельность, запрещают такое совмещение.
Изложенное наглядно свидетельствует о том, что деятельность служб безопасности в том виде, в котором она осуществляется в настоящее время, необоснованно отнесена к охранно-сыскной деятельности, и вследствие этого не может быть предметом правового регулирования закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», других нормативных правовых актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность. В сложившейся ситуации службы безопасности оказались как бы в «подвешенном» состоянии. С одной стороны их деятельность не может быть отнесена к охранно-сыскной деятельности, с другой – вообще не определена ее природа (либо это самозащита гражданских прав, либо самозащита собственником своего имущества). В связи с этим возникает вопрос, как выйти из сложившейся ситуации, какие меры необходимо предпринять, чтобы деятельность служб безопасности отвечала требованиям, предъявляемым к частной охранной и сыскной деятельности.
В настоящее время предлагаются различные варианты решения данной проблемы – от их ликвидации до принятия отдельного закона, который бы регулировал их деятельность. Представляется, есть и другой, основанный на действующем законодательстве и апробированный на практике, путь решения рассматриваемой проблемы – реорганизация службы безопасности в самостоятельное юридическое лицо путем выделения. Рассмотрению этого вопроса и посвящается данная статья.
Одной из причин осуществления реорганизации в форме выделения для любой организации является необходимость изменения структуры, вызванная оптимизацией управления активами предприятия, передачей несвойственных организации функций самостоятельному хозяйствующему субъекту и/или требованиями законодательства.

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и п.1 ст.55 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" выделением общества признается создание одного (нескольких) общества с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. В соответствии с п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ (ГК), при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом, который является основным документом при реорганизации в форме выделения. На его основании создаваемому юридическому лицу передаются активы и пассивы реорганизуемого юридического лица. Он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Составляется разделительный баланс на основании данных инвентаризации и бухгалтерской отчетности. Акты инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества, бухгалтерская отчетность, первичные учетные документы прилагаются к разделительному балансу. Разделительный баланс утверждается участниками (акционерами) юридического лица или его уполномоченным органом управления, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего юридического лица или внесения изменений в учредительные документы соответствующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст.59 ГК).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст.57 ГК). Решение о реорганизации в форме выделения может предусматривать возможность обмена долей (конвертации акций) реорганизуемого общества на доли (в акции) выделяемых обществ, либо единственным участником (акционером) вновь созданного юридического лица (лиц) станет само реорганизуемое общество. Последний вариант является наиболее предпочтительным, так как в этом случае реорганизуемое общество как участник создаваемых предприятий будет являться не только заказчиком охранных и/или сыскных услуг, но и будет участвовать в управлении делами созданных в результате реорганизации обществ, получать информацию о деятельности обществ, знакомится с бухгалтерскими книгами и иной документацией, а также иметь другие права, предусмотренные законами о хозяйственных обществах или учредительными документами созданных обществ. Не позднее 3-х дней со дня принятия решения о реорганизации уведомляется налоговый орган по месту учета реорганизуемого общества и в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации – кредиторы с обязательной рассылкой уведомлений и публикацией в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц1.

Решением о реорганизации определяется:
- сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- способ оценки передаваемого в порядке правопреемства имущества и обязательств: по остаточной стоимости, по текущей рыночной стоимости, по фактической себестоимости;
- порядок формирования и величина уставного капитала вновь создаваемых организаций (уставный капитал может быть создан из имущества, переданного реорганизуемым обществом в виде финансового вложения);
- распределение чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет.

Государственная регистрация созданных в результате реорганизации обществ осуществляется на основании документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12001, утвержденной Постановлением Правительства РФ 19.06.2002 г. № 4392;
- учредительные документы каждого создаваемого в результате реорганизации юридического лица;
- решение о реорганизации юридического лица;
- разделительный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.

Реорганизация общества в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц).
Обращаем внимание на то, что правовой статус охранников и сыщиков при реорганизации не изменяется. Согласно ст. 75 ТК с согласия работников трудовые отношения буду продолжены. Права, обязанности и ответственность работников частных охранных и детективных предприятий, так же как и служб безопасности, определяются одними нормативными правовыми актами.

Таким образом, служба безопасности любого коммерческого предприятия может быть выделена в самостоятельное охранное и/или детективное предприятие с передачей ему (им) части активов, имущества и обязательств. После реорганизации созданные в результате реорганизации предприятия будут осуществлять свою деятельность, как и любые другие охранные и детективные предприятия в соответствии с законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими частную охранную и сыскную деятельность.

С момента завершения реорганизации охрана и сыск в интересах реорганизуемого общества могут производиться только на основании заключенных в соответствии со ст. 9 закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» договоров. Как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений созданные общества могут на возмездной договорной основе оказывать охранные (сыскные) услуги сторонним организациям.
Очевидно, что стоимость оказываемых охранных (сыскных) услуг, оказываемых самостоятельными хозяйственными обществами, будет несколько выше. Это будет вызвано, прежде всего, увеличением численности административно-управленческого аппарата по сравнению с численностью аппарата службы безопасности и обязанностью созданных в результате реорганизации юридических лиц по уплате налога на прибыль. Однако в результате реорганизации в форме выделения службы безопасности в самостоятельные охранное и\или детективное предприятие несвойственные организации функции будут переданы самостоятельным хозяйствующим субъектам, деятельность которых будет осуществляться в полном соответствии с действующим законодательством, регулирующим частную охранную и сыскную деятельность. Ответственность за действия работников будут нести созданные в результате реорганизации предприятия.

1 В соответствии с Приказом МНС РФ от 29.09.04 № САЭ-3-09/508@ в целях обеспечения публикаций сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, учрежден журнал "Вестник государственной регистрации".

2 Порядок заполнения Формы утвержден Приказом МНС РФ от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/16@.

Андрей ДУНАЕВ, юрист




Рекламные объявления:
ООО ЧОП "АЛЬФА-Б" работающее на рынке охранных услуг более 10 лет в связи с расширением клиентской базы приглашает охранников на постоянную работу на объекты в городе Москве и ближайшем Подмосковье.
Телефон: 8 (499) 766-9500
www.alpha-b.ru
Поиск Яндекс по сайту
Внимание! Результаты откроются в отдельном окне!

Отправить заявку на рекламу

 
Rambler's Top100
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС77-23889 от 31 марта 2006 г.

Адрес редакции: 119034, Москва, Хилков пер., 6
тел: +7 (499) 766-95-00 | Email: info@chekist.ru
© 2002-2013
Союз Независимых Cлужб Cодействия Коммерческой Безопасности
*Перепечатка материалов допускается только с указанием активной ссылки на сайт www.Chekist.ru
*Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Реклама:
Написать письмо в Редакцию
Разработка сайта:
Студия ИнтернетМастер

Поддержка сайта:
НПП ИнтернетБезопасность


Создание Сервера: В.А.Шатских